Среди громких кадровых изменений в системе власти Украины – новый глава Госавтоинспекции, полковник милиции Анатолий Сиренко.
«АЦ»: Анатолий Петрович, украинское общество и новый руководитель МВД требуют реформирования ГАИ. Как собираетесь реализовывать это требование?
Анатолий Сиренко: Основная задача МВД в целом и ГАИ – возвращение доверия граждан. Учитывая, что в недавних событиях милиция нередко вела себя по отношению к украинскому народу некорректно, а то и нарушая конституционные права людей, сделать это будет непросто. Однако мы постараемся приложить максимум усилий для этого. Первые шаги ГАИ – недопущение проявлений взяточничества, вымогательства и неделовых отношений с участниками движения. Мы регулярно проводим соответствующие инструктажи с личным составом, я требую от всех инспекторов ГАИ вести себя максимально уважительно ко всем участникам движения, общаться с водителями так, как если бы они остановили своего отца – были откровенными, честными, а после окончания беседы обязательно желали счастливой дороги. Второй, не менее важный шаг – проведение переаттестации всего личного состава. В ее ходе мы оцениваем профессиональные качества каждого сотрудника, соответствие занимаемой должности и обязательно проводим проверку его действий по отношению к участникам движения в ходе недавних событий в стране.
«АЦ»: Будут ли предприниматься руководством Госавтоинспекции какие-то меры по отношению к тем работникам, которые отличились особо рьяными действиями против участников «Автомайдана»?
А. С.: Некоторые из тех, кто был причастен к вышеупомянутым действиям, сами написали рапорта на увольнение и уже не работают в нашей службе. Также в ходе переаттестации мы проверяем имеющуюся информацию по каждому сотруднику. Ответственность таких людей будет определяться в соответствии с действующим законодательством – если они превысили свои должностные полномочия или совершили уголовно наказуемые деяния, по каждому такому факту будут возбуждены соответствующие делопроизводства.
«АЦ»: Планируются ли кадровые перестановки на руководящих должностях всех уровней системы – начальников областных УГАИ, руководителей отделов, МРЭО и т. п.?
А. С.: К этому вопросу мы будем подходить взвешенно. Кардинальных изменений не будет – ведь многие сотрудники ГАИ профессионалы в своем деле и заменить их будет некем. Но в ходе переаттестации мы посмотрим на результаты их служебной деятельности, а также на состояние аварийности во вверенном регионе, районе. При наличии негативных результатов эти сотрудники будут заменены. Так, сегодня в некоторых регионах уже назначены новые начальники областных Управлений ГАИ. Хотя еще раз акцентирую внимание – все изменения будут взвешенными и последовательными.
«АЦ»: Стоит ли для снижения коррупции максимально автоматизировать контроль за выполнением ПДД водителями?
А. С.: Я считаю, что необходимо максимально исключить контакт водителей с работниками Госавтоинспекции, и введение автофиксации нарушений ПДД – достаточно весомый шаг в борьбе с коррупцией, снижении аварийности и повышении безопасности на дорогах. Такая система уже давно и положительно зарекомендовала себя во многих зарубежных странах. Автофиксация не только поспособствует уменьшению взяточничества, но и повысит эффективность выявления нарушений ПДД, позволит добиться равноправия на дорогах и неотвратимости наказания, когда за совершенное нарушение на дороге будут в одинаковой степени отвечать как рядовые водители, так и высокопоставленные должностные лица и чины.
«АЦ»: Как побороть коррупцию в системе? Какая зарплата должна быть у работника ГАИ, чтобы он не брал взяток?
А. С.: Независимо от того, какую зарплату получает сотрудник ГАИ, в первую очередь он должен быть честным и порядочным, не брать и не требовать взяток. Любой, сколько ему ни плати, хочет получить больше. Если человек нечестный, то даже при зарплате 5–7 тыс. грн. у него всегда будет соблазн получить взятку. Сегодня средняя зарплата сотрудника ГАИ – около 3 тыс. грн. Однако, регулярно проводя инструктажи с личным составом, я вижу, что люди готовы и дальше работать. При этом я очень часто слышу от них о необходимости введения так называемого социального пакета. Так, после 10–15 лет работы в ГАИ многие хотели бы иметь право на получение жилья. Ведь реалии таковы, что, например, в Киеве наши сотрудники, проработавшие 20 лет, до сих пор живут со своими семьями в служебном общежитии.
«АЦ»: Вы недавно заявили, что предлагаете увеличить скорость на магистралях Киева до 80 км/ч. При этом во многих европейских странах ее в городах, наоборот, снижают. Мы не будем перенимать этот опыт?
А. С.: Действительно, я высказал предложение об увеличении скорости движения на некоторых магистралях Киева. Однако акцентирую внимание – к определению скорости движения нужно подходить рационально. В частности, на городских магистралях, где это позволяют дорожные условия и безопасность движения, где есть три полосы, я предлагаю в крайней левой полосе разрешить движение со скоростью 80 км/ч, в средней – 70 км/ч, а в крайней правой – 60 км/ч. В свою очередь, в центральной части городов, на узких улицах, на дорогах, где есть пешеходные переходы, скорость движения желательно снизить до 50 км/ч. Я вынесу эти предложения на всеобщее обсуждение, и если общественность поддержит, будем инициировать соответствующие изменения.
«АЦ»: Но ведь в админкодексе записан так называемый ненаказуемый запас по превышению скорости до 20 км/ч, за который не предусмотрен штраф. Ввиду этого сегодня в городе и так многие ездят 80 км/ч, а с предложенным увеличением будут летать под «сотню»…
А. С.: Я категорически против всяких ненаказуемых запасов скорости. Есть требование ехать 60 км/ч – значит, двигаться нужно именно так, а не быстрее. Подобных отступлений нет за рубежом или они в пределах погрешности приборов. Поэтому считаю, что и у нас необходимо внести соответствующие изменения в КоАП Украины и убрать подобные отступления.
«АЦ»: Вы также предложили не штрафовать за незначительные нарушения Правил дорожного движения, а ограничиваться предупреждением. Насколько реально это осуществить, ведь в данном случае необходимо вносить соответствующие изменения в КоАП?
А. С.: Например, если человек во время движения за городом едет с невключенным ближним светом фар, разве его обязательно штрафовать? Бывают разные жизненные ситуации, и водитель мог не соблюсти данное требование ПДД непреднамеренно. Считаю, что при совершении подобных нарушений вполне можно ограничиться устным предупреждением: инспектор напомнит о необходимости включения фар и пожелает счастливой и безопасной дороги. В данном случае работник ГАИ действительно выступит помощником участнику движения, то есть станет тем стражем закона, которого хотели бы видеть большинство водителей.
Фото Сергея Кузьмича