X

Не гони! Как сильно сказывается превышение скорости на тормозном пути

Быстрая езда дарит многим ощущение превосходства, пьянит и увлекает, позволяя получить бешеный всплеск адреналин в крови. Но нередко такая беспечность заканчивается печально, а иногда и трагически. Хотите знать, как сильно сказывается превышение скорости на тормозном пути?

В нашем цикле материалов, посвященных теме превышения скорости, мы уже рассказали, что даже незначительное превышение лимитов скорости существенно повышает риски возникновения ДТП, а в городской черте грозит фатальным образом для пешехода. Обговорили также, что быстрая езда самым непосредственным образом влияет на тяжесть последствий при ДТП. Сегодня мы выясним, как сильно сказывается превышение скорости на остановочном пути автомобиля.

Многие водители, особенно опытные прекрасно знают, что бывают случаи, когда от ДТП часто отделяют буквально доли секунды. Автомобиль, движущийся с определенной скоростью, не может мгновенно остановиться после нажатия на педаль тормоза. Чем выше темп езды, тем больше потребуется расстояния до полной остановки. По науке эта величина называется остановочный путь, который состоит из двух составляющих: времени реакции и тормозного пути.  

Считается, что время реакции – это расстояние, которое автомобиль успел проехать с того момента, когда водитель заметил опасность, до нажатия им на педаль тормоза. Нормальное время реакции человека составляет 0,5-1,5 секунд и оно зависит от ряда факторов:

– физического состояния водителя;

–  его возраста;

– дорожной обстановки;

– водительского опыта.

Важно учесть – чем выше скорость движения, тем больше расстояние, пройденное автомобилем за время реакции. Специалистами давно просчитано, что при среднем времени реакции в 1 с на скорости в 60 км/ч в автомобиль успевает проехать 17 м, тогда как при 80 км/ч – 22 м, а при 100 км/ч – целых 28 м!

А вот тормозной путь автомобиля – это уже расстояние, которое он проезжает с момента начала торможения и до полной остановки. Эта дистанция в свою очередь также зависит от определенных факторов:

– состояние покрытия, ее профиля;

– массы автомобиля;

– состояния шин и тормозов;

–  наличия систем активной безопасности.

Для расчета средней величины тормозного пути принято использовать специальную формулу:  S = V² / (250 * k). Расшифровывается она так: «S» – это тормозной путь, «V» – скорость автомобиля в км/час, «k» – коэффициент трения колес по асфальту (0,8 для сухой дороги, 0,4 – для мокрой и  0,1 – для льда). Воспользовавшись ей, мы просчитаем тормозной путь для вышеупомянутых скоростей на сухом асфальте: при 60 км/ ч это расстояние составит – 18 м, при 80 км/ч – 32 м, а при 100 км/ч – 50 м. При этом, подставив нужный коэффициент, несложно высчитать, что на мокром шоссе эта дистанция получится вдвое большей!

Имея вышеприведенные данные,  можно наконец-то высчитать остановочный путь автомобиля, движущегося с определенной скоростью – для этого нужно сложить время реакции и тормозной путь. Таким образом, получится, что со скорости в 60 км/ч на сухом асфальте автомобиль сможет полностью остановится за 35 м, при 80 км/ч – уже за  54 м, а при 100 км/ч – за 78 м!

Алкоголь увеличивает время реакции в 2-4 раза, а подъем дороги уменьшает тормозной путь.

Вкратце обговорим, как именно влияют разные факторы на остановочный путь. Мы уже упоминали, что на времени реакции сказывается физическое состояние водителя и его возраст. Так, например, в ходе исследований было установлено, что даже небольшие дозы алкоголя увеличивают время реакции в 2-4 раза. Негативно влияют на нее и различные лекарственные препараты (в инструкциях к ним часто указывается это), болезненное состояние или усталость.  Доказано также, что с возрастом время реакции увеличивается, и, учитывая это, во многих зарубежных странах водителям пожилого возраста чаще приходится проходить медицинскую комиссию.

Установлена также связь времени реакции с опытом водителя: чем он больший специалист своего дела, тем быстрее и главное – правильнее отреагирует на изменение дорожной ситуации.

На времени реакции самым непосредственным образом сказывается и дорожная обстановка. Сумерки, ночь, снегопад, дождь – объективно ухудшают видимость водителю, как следствие – на получение и обработку дорожной информации у него куда меньше времени. К примеру, в ночное время фары ближнего света освещают только 30 м перед автомобилем, и если он движется со скоростью более 70 км ч, а в освещенной зоне внезапно появляется препятствие, столкновение будет неизбежным!

А вот на тормозной путь в свою очередь влияет другой набор факторов. В частности, уклон дороги увеличивает дистанцию до полной остановки, а подъем – наоборот, уменьшает. Ну а о том, что скользкая дорога снижает коэффициент трения колес по асфальту, мы уже выше упоминали, оговаривая формулу.

Важно учитывать, что и масса автомобиля также сказывается на тормозном пути – у груженого транспорта он больше. А вот наличие в машине систем активной безопасности (антиблокировочной системы, тормозного ассистента и пр.) наоборот – его сокращают. Именно для более эффективного контроля над поведением автомобиля и помощи недостаточно опытным водителям они и были разработаны.

Износ шин сильнее всего влияет на тормозной путь на мокрой и заснеженной дороге.

Состояние шин, а если сказать точнее – степень их износа самым существенным образом влияет на длину тормозного пути. Поэтому оговорим этот фактор более подробно. Согласно правилам дорожного движения, минимально допустимая глубина протектора шины легкового автомобиля составляет 1,6 мм. Хотя, как свидетельствуют многочисленные исследования, подобная величина слишком мала для обеспечения реальной безопасности. Поэтому шинники и специалисты в области безопасности движения рекомендуют менять летние шины на новые при оставшихся 3 мм, а зимние – при 4 мм.

Немецкий концерн Continental провел достаточно интересное исследование по влиянию изношенных шин на тормозном пути. Эксперименты  проводились  на заснеженной дороге, на которой автомобилю нужно было остановиться со скорости в 50 км/ч. Согласно полученным замерам, для полной остановки машины, «обутой» в новые шины (высота протектора – 8 мм), потребовался 31 м.  При остаточной высоте протектора в 4 мм – тормозной путь вырос на целых 14 м (до 45 м), а при 1,6 мм – аж на 26 м (до 57 м). Причем, что показательно – в том месте, где уже стояла машина на новых шинах, автомобиль на «лысой» резине еще двигался скоростью в 33,8 км/ч! Если бы все это происходило перед пешеходным переходом, то удар подобной силы нанес человеку серьезные увечья или смерть. И это всего лишь торможение при 50 км/ч.  Если же учесть, что в Украине даже в населенных пунктах безнаказанно можно ездить со скоростью в 80 км/ч, а «плюс» ко всему в связи со сложной экономической ситуацией много наших соотечественников экономят, эксплуатируя свои автомобили на изношенных шинах, а зимой – нередко и на летних шинах, то можем себе представить насколько небезопасно на украинских дорогах!

Учитывая все вышесказанное,  можно сделать вполне логичный вывод – «не гони!», не превышайте скорость движения! Ведь подобной беспечностью вы подвергаете серьезным и часто необратимым неприятностям не только себя, но и окружающих участников движения. Не спешите, ведь очень часто при этом можно успеть отнюдь не по своим делам, а к медикам или что печальнее – к гробовщикам!