Многие водители ошибочно считают, что небольшое превышение скорости движения – несущественный пустяк и в этом нет ничего страшного. Хотя на самом деле это ошибочное мнение. Более того – многочисленные зарубежные тесты по безопасности доказывают, что смертельно опасным может быть даже превышение разрешенной скорости на 10 км/ч.
Специалисты в области безопасности дорожного движения давно установили безоговорочный факт – чем быстрее едет автомобиль, тем выше вероятность попадания в ДТП и риск получения травм или смерти водителя, его пассажиров и других участников движения. Мчащийся на высоких скоростях водитель, обрабатывает меньшее количество дорожной информации, а остановочный путь его автомобиля – получается существенно длиннее, ввиду чего при такой езде неизбежно повышается риск столкновения или наезда.
Еще один важный и для многих неожиданный факт – более значимую роль превышение скорости играет в условиях городской езды. А объясняется это сложностью подобного движения, усугубляемого целым рядом факторов: высокой интенсивностью транспортного потока, насыщенной дорожной инфраструктурой, наличием пеших участников движения, мото- и велотехники и т.п. А вот на автомагистралях превышение скорости менее существенно. Так, например, при превышении автомобилями средней скорости движения транспортного потока на 10 км/ч частота аварий вырастает на 5%, тогда как превышение на 20 км/ч увеличивает количество аварий в городской черте уже на 30%! При этом для загородных дорог этот прирост менее весомый (см. график ниже).
Превышение скорости играет самую непосредственную и на тяжесть последствий при ДТП, которая зависит от пострадавших в нем участников движения. Наиболее подвержены риску получения серьезных травм и гибели пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты, у которых в отличии от автомобилистов нет ни металлического защитного каркаса кузова, ни ремней и подушек безопасности. Именно поэтому чтобы максимально минимизировать последствия возможных аварийных ситуаций во многих цивилизованных странах даже велосипедисты в обязательном порядке ездят в шлемах и другой защитной амуниции. Более сознательны там и пешеходы – они никогда не станут переходить проезжую часть вне пределов «зебры» и никогда не ступят на дорогу, когда для них горит запрещающий сигнал светофора или не убедившись в том, что все машины остановились. Более того, в темное время суток пешеходы широко используют возможные светоотражающие элементы на одежде, чтобы быть лучше заметным для водителей автотранспорта.
Даже незначительное превышение скорости влияет не только на возможные риски возникновения ДТП, но что гораздо важнее – грозит кардинальным повышением рисков гибели пешехода в случае наезда на него машины. Всем водителям важно учесть, что от скорости, на которой произошел удар, напрямую зависят последствия происшествия. Так, в ходе зарубежных исследований учеными была выявлена зависимость между скоростью столкновения и серьезностью травм, наносимых пешеходам. Так, в частности, при наезде автомобиля на пешехода при скорости в 20 км/ч он чаще всего получит легкие травмы, при 30-40 км/ч – возможны случаи инвалидности и летального исхода, тогда как при 55 км/ч – смерть человека практически неизбежна (см. табл.).
Водители и пешеходы должны себе четко уяснить – на процесс движения и остановки любого транспортного средства (даже очень дорогого и высокотехнологичного) влияют законы физики и внешние факторы. Машина не способна по желанию человека мгновенно остановиться! К примеру, если схожие автомобили едут даже с небольшой разницей в скорости: один 50 км/ч, а другой – 60 км/ч, и они одновременно начнут тормозить, например, перед пешеходным переходом, то первая машина успеет остановиться, а вторая будет все еще двигаться по «зебре» со скоростью 41 км/ч! Как мы уже говорили выше, удар на такой скорости грозит пешеходу не только инвалидностью, но и летальным исходом. Поэтому 10 км/ч разницы скорости в городской зоне могут быть критически жизненно важными для человека.
Благодаря результатам исследований в 1980-90-е годы во многих развитых государствах стали уделять особое внимание проблемам ограничения скорости движения и, прежде всего, в населенных пунктах. Главная цель введения подобных скоростных рамок – повышение безопасности движения в целом и в немалой степени – уязвимых категорий участников движения. Ввиду этого, на сегодняшний день во многих европейских странах в пределах населенных пунктов разрешено движение со скоростью не более чем 50 км/ч, а в некоторых странах (например, Албания и Андора) и того меньше – 40 км/ч.
А вот в Украине имеется уникальная возможность мчаться по городским улицам со скоростью до 80 км/ч, а на некоторых скоростных магистралях – разгонятся даже до «сотни». Ведь, только в нашем законодательстве (Кодексе об административных правонарушениях) существует так называемый ненаказуемый лимит в превышении скорости до 20 км/ч, который не облагается штрафом. Более того, довольно часто на тех же широких городских магистралях мегаполисов Украины устанавливают дорожные знаки, вполне законно повышающие лимит скорости до 80 км/ч.
В то же время на протяжении последних лет в Украине постоянно растет аварийность, а уровень смертности от дорожных аварий составляет 12 человек на 100 тыс. населения. Это более чем вдвое превышает средний показатель многих стран ЕС. Отметим, что превышение скорости играет в этом далеко не последнюю роль, являясь одной из главных причин ДТП в Украине (да и во всем мире). Так может быть нашим народным избранникам хватит ставить эксперименты на своих людях, пытаясь понравится избирателям, внедрением в жизнь популистских решений! Ведь куда правильней взять за пример позитивный мировой опыт в повышении безопасности движения, в том числе – в более категоричном отношении к скорости движения. А пока же нам остается действовать по правилу – «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» и, помня вышеприведенную информацию, каждый водитель будет проявлять личную сознательность и по собственной инициативе сбрасывать скорость до безопасной. Не торопитесь! Скорость действительно имеет больше значение!