Защищенные стальной клеткой безопасности в своем автомобиле, мы едва ли осознаем, насколько опасны для тех, кто едет рядом на двух колесах. Шанс расстаться с жизнью мотоциклисту или велосипедисту дарим в первую очередь мы, автовладельцы.
Двухколесный транспорт появился на наших дорогах не вчера, но только сейчас формируется как средство массового способа передвижения улицами и шоссе. С появлением все большего количества мотоциклистов и велосипедистов становится очевидной проблема несформированности их взаимоотношений с автомобилистами.
Увы, источником большинства проблем являются те, кто едет на четырех колесах. Вынося за скобки аспект психологической несовместимости (с велосипедистами потому, что водители считают оплаченную их налогами дорогу своей собственностью, а с мотоциклистами по причине комплекса неполноценности в отношении много худшей маневренности), эти проблемы связаны с отсутствием навыка добрососедства на проезжей части с двухколесной техникой.
Так, все ухищрения для повышения видимости на дороге, предпринимаемые нашими двухколесными коллегами, разбиваются о привычку водителей автомобилей не смотреть в правое зеркало при совершении правого поворота. Наезд на велосипедиста, который с полным правом на то (см. ПДД) продолжает ехать через перекресток прямо, классифицируется как широко распространенный. Отсутствие инстинкта, который говорил бы, что справа может быть опасность, не помогает постоянно помнить о том, что автомобиль сам может быть источником опасности для того, кто крутит педали вблизи тротуара. Единственный совет здесь: относиться к велосипедистам, как к равноправным коллегам по потоку.
Но и взгляд в левое зеркало тоже не гарантирует безопасности. Ведь именно в слепой зоне левого зеркала чаще всего прячутся мотоциклисты и заметить в потоке байк намного сложнее, чем автомобиль. Совершая левый поворот или перестроение, автомобилисту не стоит рассчитывать на то, что нераспознанный мотоциклист сможет легко исправить вашу ошибку. В экстренной ситуации байкерам приходится гораздо труднее: надо суметь не только увернуться, например, от столкновения, но и удержать мотоцикл в вертикальном положении.
БОЛЬШЕ О ПРОЕКТЕ 10 ШАГОВ К БЕЗОПАСНОСТИ
Самый тяжелый, но, к сожалению, распространенный случай ДТП с мотоциклами – столкновение на перекрестке. На светофоре это, как правило, одновременный выезд на перекресток, когда байкер резко стартует на зеленый в тот момент, когда водитель автомобиля рассчитывает «проскочить». На нерегулируемых перекрестках мотоциклисты погибают опять же потому, что их не замечают встречные водители, совершающие поворот налево.
Риск погибнуть или получить серьезные травмы у мотоциклистов в 30-40 раз выше, чем у водителей автомобилей, независимо от того, кто виновник аварии. Нужно помнить, что для байкера любое, даже небольшое столкновение, небольшая травма могут привести к смертельному исходу. И несоблюдение водителями автомобилей правил маневрирования является основной причиной гибели мотоциклистов. Они до сих пор не могут привыкнуть к соседству с мотоциклами на дорогах, а за зиму вовсе забывают о существовании байкеров, поэтому пик аварий приходится именно на весну.
Но и сами мотоциклисты признаются, что допускают ряд серьезных нарушений на дорогах. Например, движение между полос и перестроение без включения «поворотников». Мотоциклисты также осознают, что часто ездят с превышением скорости.
Последнее редко происходит с велосипедистами – для них больнее завышенные скоростные лимиты на наших дорогах, которые оставляют им куда меньше шансов на выживание, чем европейцам с их городским пределом в 50 км/ч. Но от несоблюдения Правил дорожного движения они сами страдают в большой степени. Чаще всего наезды на велосипедистов совершаются на пешеходных переходах, который они проезжают, вместо того, чтобы переходить с велосипедом в руках, как того требуют ПДД.
Необходимо отметить то, что прежнего пункта ПДД, гласящего: “Велосипедист должен двигаться в 1 метре от края проезжей части” – уже не существует. Велосипедист является полноправным участником дорожного движения и может осуществлять любые маневры, не запрещенные настоящими Правилами.
И все же водителям следует при обгонах оставлять для них минимум 1,5 м в расчете на возможное падение под колеса или на объезд выбоины или ямы у тротуара. Велосипедисты также настоятельно просят не сигналить, чтобы не дезориентировать их, так как звук шин и шум работающего мотора хорошо различим, если только они не в наушниках. Выходя из припаркованного в первой полосе автомобиля, не забывайте также смотреть в левое зеркало заднего вида, так как внезапно открывшаяся навстречу велосипедисту дверь оказывается для него источником серьезной травмы.
В конце концов, к сожалению, жизнь на дорогах показывает, что прав тот у кого «больше железа». А это автоматически накладывает на владельцев автомобилей двойную ответственность. Поэтому, едите вы на двух колесах, или на четырех, помните, в автомобиле чей-то сын или дочь, а в шлеме чей-то брат, сестра или друг. Берегите чужие жизни как бережете свою.
Как не проморгать двухколесный транспорт?
Существует проблема с идентификацией скорости передвижения мотоцикла и расстояния до него из-за небольших габаритов. Поэтому следует дольше задерживать взгляд на встречном байке, чтобы дать своему мозгу точно рассчитать точку возможного пересечения ваших траекторий.
Всегда держите дистанцию до попутного мотоцикла. В яркий солнечный день трудно распознать момент, когда загораются его стоп-сигналы. А так как первая фаза торможения у мотоцикла очень интенсивная, автомобиль быстро выбирает остатки дистанции.
Тормозной путь до полной остановки у мотоциклистов длиннее, а способность сохранять высокую скорость в повороте меньше, чем у автомобиля. Эти, на первый взгляд, неочевидные свойства, определяются законами физики: мотоцикл контактирует с покрытием только двумя узкими колесами, и суммарное пятно контакты выходит крошечным.
В европейской практике принято оставлять между вторым и третьим рядам увеличенный интервал именно для передвижения в нем мотоциклистов