Вы довольны уличным освещением украинских городов и дорог? Вероятно, нет. Но, на самом деле, качественное освещение – это далеко не всегда его большое количество.
Украина – плохо освещенная страна. За исключением центральных улиц мегаполисов, спальные районы городов, деревни и села освещаются из рук вон плохо.
Мы уже даже перестали замечать качество нашего уличного освещения, лишь временами отмечая, что оно либо слишком яркое, слепит глаза и идет бликами по дорожному полотну. Либо невероятно скудное, если не полностью отсутствующее.
Темная сторона Украины
Известно, что всего на улицах мира работает порядка 300 млн. фонарей. Из них в Украине – 2 млн. При этом, их распределение в нашей стране весьма неравномерно: центральные улицы крупных городов напичканы фонарями, тогда как остальная территория пребывает в темноте.
Для сравнения: только в штате Нью-Йорк, который по площади в 4 раза меньше Украины, работает 1,4 млн. уличных фонарей.
На неосвещенных улицах пешеходы ломают ноги и боятся ходить вечерами. Автомобилисты же знают, как губительно плохое освещение улиц и дорог – треть всех ДТП, происходящих в темное время суток, происходят из-за него. Слишком яркие фонари на время могут ослепить, их отсутствие делают дорогу средоточием опасности.
Губительное излучение
Плохое уличное освещение наносит непоправимый вред не только человеку, но и экологии в целом. Из-за него задерживается созревание сельхоз культур. Оно дезориентирует птиц и зверей, выгоняя их под колеса автомобилей. Образуемое уличными фонарями тепло, задерживает тяжелый смог над городами. Что уж говорить о том, как оно мешает спать многим городским жителям. |
И вот ученые-исследователи из американского Центра инфраструктуры Технологического института транспорта штата Вирджиния решили заняться этой проблемой. Их проект, спонсируемый Министерством транспорта США, уже получил очень интересные результаты.
Должно ли уличное освещение работать в полную силу по ночам?
Сейчас во всех странах мира уличные фонари работают на полную даже в периоды крайне низкой активности автомобильного и пешеходного трафика. Считается, что чем ярче свет, тем лучше. Между тем, всем ясно, что это лишняя трата ресурсов и увеличение экологического ущерба.
Светодиодные лампы не только экономные, но и имеют возможность «адаптивной подстройки».
Так почему же на наших улицах до сих пор используют традиционное освещение, не отвечающее современным требованиям?
Потому что эксперты в свое время убедили власти: яркое дорожное освещение – залог безопасности на дорогах в темное время суток.
Но, ученые считают, что в данном случае мы используем уличное освещение, как нож мясника, а не как хирургический скальпель.
Очень мощные лампы часто используют потому, что со временем они пачкаются и становятся более тусклыми. Поэтому коммунальщики устанавливают такие лампы, чтобы потом не быть обвиненными в плохом освещении улиц. Другая причина – LED-лампы дороже и их свет более холодный. |
Решение проблемы
Эту инновационную схему уже опробовали в американском городе Кембридж (Массачусетс) и на территории кампуса Калифорнийского университета. В обоих местах в фонари установили светодиодные лампы и системы умного освещения. В сумерки эти уличные фонари снижают интенсивность освещения на 30%, с 22.00 до восхода солнца – на 50%.
Интеллектуальная система такого освещения способна определять снижение/увеличение активности. Когда улица пуста, фонари «тускнеют». При обнаружении автомобиля или пешехода, свет «разгорается».
Результат эксперимента: 80% экономия электроэнергии, и никаких нареканий ни у автомобилистов, ни у пешеходов.
Почему адаптивное уличное освещение не внедряют?
Но, если технология адаптивного освещения экономит так много денег, и вроде бы не имеет недостатков, то почему же его не внедряют повсеместно?
Вторая причина – недостаток знаний, при какой интенсивности уличного трафика нужно «разжигать» или «тушить» фонари. Пока ученые лишь изучают данный вопрос. Ведь уровень освещенности напрямую влияет на безопасность дорожного движения.
Третья причина – способ оплаты электроэнергии. В Украине, да и во многих иных странах применяемая форма оплаты за электроэнергию не дает городским властям никаких стимулов серьезно экономить эту самую электроэнергию.
Так сколько же нашим городам нужно уличного освещения?
Пока точного ответа на этот вопрос у ученых нет. Но по крайней мере, они начали задаваться правильными вопросами. А значит, вероятно, скоро, найдут на них и правильные ответы.