Снова зима. И снова нас ждут ее специфические трудности: мороз, снег, гололед, а с ними – буксование, заносы, отказы техники.
Но у нас еще есть время на подготовку. Найдите час-полтора, чтобы выполнить некоторые организационные работы и освежить свои зимние навыки.
Основные трудности на дороге нам причиняют снег и лед: первый мешает машине двигаться вперед, а второй не дает тронуться с места и нормально остановиться. Плюс оба вредителя нарушают курсовую устойчивость автомобиля. Давайте вспомним, как нужно ездить в таких условиях.
Законы аккуратности
Самое главное зимой – без резких движений. Все нужно делать плавно: работать акселератором и педалью сцепления, тормозить, поворачивать руль.
Чтобы не возникало необходимости делать что-то спешно, придется отвыкать от летнего стиля езды и начинать просчитывать каждое свое действие наперед. Вся манера движения должна быть построена на осознании того, что под колесами в любой момент может оказаться лед или нечто подобное с нулевым коэффициентом сцепления. Даже если за окном плюсовая температура, фрагменты льда могут сохраниться на мостах и путепроводах, под слоем воды или в низинах.
Умеренная скорость – второй фактор безопасности на зимней дороге. Эксперты советуют снизить скорость вдвое-втрое по сравнению с летним периодом, но мало кто из водителей готов на такие перемены. Тем более, что украинские дороги и зимой часто бывают чистыми на большой протяженности. И тем не менее, практически на всей территории Украины о летнем режиме движения нужно забыть до самой весны.
Давайте вспомним: зимой не только тормозной путь может увеличиться, но даже плавный поворот бывает невозможно пройти без замедления едва ли не до полной остановки. А если поворачивать придется без подготовки, без запаса по времени, например, для объезда выбежавшего пешехода? Ответ только один: невысокая скорость движения.
Тренировка в день жестянщика
Когда придут морозы и выпадет первый снег, утром не торопитесь отправляться в поездку в обычном темпе. Расположившись за рулем, вспомните, как вы ездили в прошлом зимнем сезоне – как трогались, как тормозили, поворачивали. Постарайтесь переключиться с летнего поведения на зимнее. Ведь незря дни первых снегопадов называют днем жестянщика – едущие по снегу и гололедице в летнем режиме водители массово устраивают ДТП. На второй-третий день интенсивность аварий непременно спадает, потому что автомобилисты вспоминают свои навыки езды по скользкой дороге.
В идеале при первом же снегопаде каждому, даже опытному, водителю следовало бы хоть 10 мин потренироваться в зимней езде на свободной от автомобилей площадке – пустой парковке, на окраинной улице, безлюдной загородной дороге с хорошей видимостью в обе стороны. Несколько торможений, поворотов, выходов из заноса и попыток тронуться с места на разных оборотах помогут вам освежить прошлогодние навыки.
Несколько нюансов
Накануне холодного сезона уместно напомнить о некоторых особенностях поведения автомобиля в зимних условиях. Так, антиблокировочная система тормозов ABS, используемая на большинстве современных машин, может существенно увеличить тормозной путь. Скажем, когда под разными колесами авто одновременно оказываются лед, рыхлый снег, асфальт.
Между тем, реально сократить тормозной путь поможет хорошая зимняя резина. А ABS зимой нужен для того, чтобы при торможении сохранить заданный курс движения автомобиля.
Еще одна электронная система безопасности, оказывающая влияние на поведение автомобиля зимой, – противобуксовочная система (типа ASC, TCS, ETS и др.). В некоторых случаях ее полезно отключать – перед штурмом отрезков дороги, где требуется повышенный запас крутящего момента на колесах и самоочищение их протектора под действием центробежных сил при быстром вращении. Например, на малых оборотах не всегда получается подняться на горку, выехать из сугроба или мокрой снежной каши.
Также хотелось бы напомнить водителям эффективный прием трогания с места на скользком покрытии. Вторая передача и низкие обороты двигателя помогут избежать срыва колес в буксование при старте. Владельцам машин с коробкой-автоматом без ручного режима нужно включить зимний режим трансмиссии – «W» (winter).
Что нужно иметь в багажнике
Если предполагается активная эксплуатация автомобиля зимой, стоит доукомплектовать его некоторыми средствами. Лопата поможет выбраться из сугроба или подготовить место на парковке.
Важный аксессуар – толстый провод-«прикуриватель», которым можно запитать свою машину от другого авто для запуска двигателя морозным утром. В поездках по нерасчищенным дорогам может пригодиться и трос, по возможности более длинный: им можно выдернуть автомобиль, оказавшийся в сугробе или глубокой колее.
Индикаторы гололеда
В морозные дни бывает очень важно вовремя понять, что под колесами у вас скользкая поверхность, чтобы вести машину соответствующим образом. Опытные водители обычно понимают ситуацию сразу, хотя бывают и особо коварные виды гололеда.
Например, так называемый «черный лед» – тонкий и прозрачный слой замершей воды на асфальте, который днем почти не блестит, но снижает коэффициент сцепления почти до нуля. Плотно укатанный снег тоже может не всегда выглядеть скользким, в особенности если он прикрыт слоем свежевыпавшего снега.Поэтому зимой стоит всегда прислушиваться к поведению автомобиля.
Треск ABS даже при незначительном нажатии на тормозную педаль сигналы контрольных ламп системы ESP или тракшн-контроля должны активировать ваше повышенное внимание, поскольку это явные признаки скользкого покрытия. Если при трогании с места в привычном вам стиле вы замечаете, что двигатель как будто самопроизвольно повышает обороты (по тахометру или на звук), это тоже может быть сигналом о гололеде.
Наконец, на многих современных автомобилях есть указатель забортной температуры, по которому можно следить за «гололедоопасной» погодой. Если за окнами сыро, а градусник показывает плюс + 2°С и ниже, имейте в виду: дорога может покрыться льдом.