Зарядка для водителя: Если хочешь быть здоров
Главная «деталь» любого автомобиля – человек, который им управляет. Эта «деталь» изнашивается, но замене не подлежит. Поэтому требует заботы, ухода и профилактики.
Главная «деталь» любого автомобиля – человек, который им управляет. Эта «деталь» изнашивается, но замене не подлежит. Поэтому требует заботы, ухода и профилактики. |
Человек, который большую часть времени проводит за рулем, не только страдает из-за сидячего образа жизни, но также испытывает локальные мышечные перегрузки. В результате появляются разнообразные болезни, которые медленно разрушают тело драйвера: остеохондроз, радикулит, воспаления и атрофии мышц, артрозы, артриты и тугоподвижность суставов. А еще – заболевания нервной системы, сосудов, желудочно-кишечного тракта, простатит, ишемическая болезнь сердца и др.
Неужели, чтобы оградить себя от этих страшных недугов, следует отказаться от автомобиля и стать пешеходом? Или разумнее не обращать внимания на внушительный список грозящих опасностей? Ни то, ни другое. Есть третий вариант – зная «врага в лицо», постараться предотвратить «водительские» болезни.
«Нервные» напасти
В народе говорят, что все болезни от нервов. Врачи нередко даже знают, каких именно: нервов, берущих начало от позвоночника. Самое известное (и болезненное) их поражение – радикулит, воспаление нервного корешка на выходе из позвоночника. Его еще называют прострелом, выворотнем, ишиасом, люмбаго. Причин заболевания может быть несколько – ущемление нервного корешка при смещении позвонков, грыже (выпадении) межпозвонкового диска, при воспалении окружающих позвоночник мышц и связок. Радикулит также может быть осложнением вирусной инфекции. Для этого заболевания характерны острые боли в шее, спине или пояснице, которые вынуждают человека сгибаться в три погибели. Нередко радикулит «отдает» в конечности. И если при боли в пояснице водитель еще может управлять машиной, то боль в руке или ноге помешает ему это делать. Похожим образом проявляется и воспаление мышц – миозит. С той лишь разницей, что боль «сидит» в области пораженного мускула, никуда не простреливая. И в определенном положении практически не беспокоит.
То же можно сказать и о суставах. Больное колено, плечо или локоть почти совсем не доставляют неприятных ощущений, если ими не двигать. Только в жизни, в частности, водительской, это невозможно.
Самоспасение
Чтобы уберечься от подобной напасти, можно применять методы самоспасения – как «общие», так и «водительские». К общим относятся все виды физической нагрузки за пределами автомобильного салона – посещение тренажерных залов, бассейна, туризм и даже танцы «до упаду». Если на это нет времени, надо уговорить себя хотя бы два раза в день выполнять нечто вроде производственной гимнастики – по пять наклонов, поворотов туловища вправо и влево, приседаний, подъемов коленей к груди, энергичных разведений рук и так далее. И никаких лифтов! Во всяком случае, до пятого этажа.
Водителям тоже не стоит забывать о мерах безопасности, которые не позволят заболеть.
Необходимо остерегаться сквозняков. Чтобы «продуло» спину или шею, некоторым людям достаточно проехаться в машине с открытым окном. Поэтому следует позаботиться о том, чтобы штатная система вентиляции работала как часы.
Нужно избегать резкой перемены положения мышц и нагрузки на них. Проведя много времени за рулем, не стоит сразу же хвататься за тяжелую сумку или запасное колесо. Лучше сначала упереть руки в бока, несколько раз потянуться и выполнить пару вращательных движений корпусом. Так организм перенастроится из режима «сижу, держу» в режим «работать надо».
Нельзя допускать длительного пребывания в одной позе. Модные когда-то коврики-массажеры на водительском сиденье не решают проблему «застоявшихся» мышц, особенно при длительных поездках. Вот почему врачи рекомендуют через каждые 200 км пути вставать из-за руля, чтобы попрыгать вокруг машины, выполнить пяток приседаний и пару-тройку наклонов. При смене положения мышцы «проснутся».
Беречься или лечиться?
Кому, как не водителю, знать, что плановое обслуживание дешевле и надежнее, чем ремонт! Тем более что для самопрофилактики драйверу не требуется ни набор инструментов, ни смотровая яма, ни специальная подготовка. Для укрепления мышц, расположенных наиболее близко к позвоночнику, существует специальная гимнастика. Ее выполнение – лучшая профилактика болезней позвоночника и связанных с ними болей в мышцах и суставах.
Можно, конечно, особо не беспокоиться о собственном здоровье. А в случае полного разлада отдать себя «в ремонт» врачам, как машину на станцию техобслуживания. Дескать, в арсенале современных медиков (вертебрологов, невропатологов и травматологов-ортопедов) есть обезболивающие уколы, новокаиновые блокады, ограничивающие болезненные движения корсеты, а на крайний случай – скальпель. Вот только последующее лечение будет длительным, дорогим, болезненным, с обязательным соблюдением режима и принудительным выполнением все той же лечебной гимнастики. И не всегда настолько эффективным, как хотелось бы.
Гимнастика для позвоночника
Гимнастика состоит из 12 упражнений, каждое из которых включает 7 разворотов на вдохе. По окончании упражнения – выдох. Выполняют их на ровной, не слишком мягкой поверхности. Исходное положение для всех упражнений – лежа на спине, раскинув руки «крестом» ладонями вверх. Меняется только положение ног. |