X

Внедорожник или SUV: Осознанный выбор

Все ли машины с полным приводом можно назвать внедорожниками? И чем последние отличаются от SUV? А главное – какую лучше выбрать для своих ежедневных потребностей? Попробуем разобраться, в чем разница между этими полноприводными авто с большим клиренсом на примере автомобилей Mitsubishi, у которых большой модельный ряд внедорожников и SUV.

Все ли машины с полным приводом можно назвать внедорожниками? И чем последние отличаются от SUV? А главное – какую лучше выбрать для своих ежедневных потребностей? Попробуем разобраться, в чем разница между этими полноприводными авто с большим клиренсом на примере автомобилей Mitsubishi, у которых большой модельный ряд внедорожников и SUV.

Все ли машины с полным приводом можно назвать внедорожниками? И чем последние отличаются от SUV? А главное – какую лучше выбрать для своих ежедневных потребностей? Попробуем разобраться, в чем разница между этими полноприводными авто с большим клиренсом на примере автомобилей Mitsubishi, у которых большой модельный ряд внедорожников и SUV.

Для начала совершили небольшой экскурс в историю. Не пугайтесь, он будет очень коротким и совсем не скучным. Внедорожники как класс появились еще в сороковых годах прошлого века, когда армии понадобились легкие и неприхотливые машины с хорошей проходимостью. С тех пор они сильно изменились – стали комфортными, большими, мощными и даже престижными. Но одно в них сохранилось без особых изменений – способность хорошо передвигаться по плохим дорогам или совсем без дорог.

Не так давно, а точнее во второй половине 90-х годов прошлого века, в мире стал разгораться огонек любви покупателей к авто класса SUV (Sport Utility Vehicle, или спортивное и практичное транспортное средство). По сути, это эволюция внедорожников, но с лучшими динамическими характеристиками, простых в управлении и комфортных. В чем же глобальная конструктивная разница между внедорожником и SUV? И на что обращать внимание, когда выбираешь такой модный полноприводник?

Несущий элемент

Рама

Главной отличительной чертой настоящих внедорожников долгое время оставалась рамная конструкция. Зачем она нужна? Этот элемент конструкции играет роль хребта автомобиля. Именно на нем крепятся мотор, трансмиссия и подвеска. А кузов – всего лишь надстройка, которая не несет никакой силовой нагрузки. Это значит, что при езде по тяжелому бездорожью именно рама принимает на себя все ударные и колоссальные нагрузки на скручивание. Типичным представителем такого авто является Mitsubishi Pajero Sport или утилитарный пикап L200.
! Важно для езды по тяжелому бездорожью и стойкости к большим ударным нагрузкам.

<

Преимущество внедорожников с рамой (Mitsubishi Pajero Sport, L200) в их выносливости, а авто с несущим кузовом (ASX, Outlander) лучше управляются. Pajero Wagon с интегрированной в кузов рамой совмещает преимущества обеих конструкций.

Несущий кузов

SUV оснащаются несущими кузовами. Предпочтение несущему кузову отдали из-за его меньшего веса и более низкого центра тяжести. Кроме того, применение мощных моторов и способность ездить быстро требуют от SUV и высокой жесткости конструкции. А ее обеспечивает как раз жесткий несущий кузов. Также именно сложная конструкция несущего кузова позволяет поглощать энергию удара при ДТП, тем самым защищая водителя и пассажиров. Яркий тому пример – Mitsubishi Outlander нового поколения, завоевавший пять звезд EuroNCAP.
! Важно для снижения веса и центра тяжести, улучшения управляемости, повышения пассивной безопасности.

Рама+кузов

Эволюция внедорожников привела к тому, что некоторые из них отошли от классической рамной конструкции, но не отказались от нее полностью. К примеру, Pajero Wagon. Вместо отдельной рамы у него есть интегрированная в силовую структуру несущего кузова рама, которая позволила использовать преимущества обоих типов компоновки одновременно.

Подвеска

Длинноходная, зависимая

Длинноходная подвеска позволяет сохранить контакт колес с дорогой и тягу даже при проезде больших неровностей.

Конструкция подвесок внедорожников призвана, в первую очередь, обеспечивать способность передвигаться по пересеченной местности. Для этого ей нужны высокая энергоемкость (способность поглощать энергию удара) и большие ходы. Последнее особенно важно для проходимости, чтобы колеса, даже при езде по дороге с крупными неровностями, сохраняли контакт с покрытием. Недостаток подвесок с большим ходом – их неприспособленность к быстрой езде по нормальным дорогам. Наиболее «живучими» являются конструкции с неразрезными мостами. Хотя сегодня они встречаются все реже, в основном у таких утилитарных моделей, как Pajero Sport или пикап L200.
!Важно для выносливости и езды по пересеченной местности.

Независимая

Классикой для современных SUV с мощными моторами и динамичным характером стали полностью независимые подвески, как у нового Outlander или ASX. Ориентированность таких авто на эксплуатацию в основном на асфальтовых трассах требует соответствующей настройки ходовой. Впечатляющие на фоне обычных легковушек энергоемкость и ходы пасуют на фоне офф-роадных. Ведь для улучшения управляемости и устойчивости машин с высоким кузовом подвески делают более «зажатыми» по сравнению с сугубо внедорожными. Это, конечно же, снижает их рабочие ходы. Исключение – активные подвески, у которых меняется либо жесткость, либо еще и величина клиренса авто и рабочий ход. Но такие встречаются только в верхнем премиум-сегменте SUV.
!Важно для хорошей управляемости.

Полный привод

Внедорожный полный привод

Привод приводу рознь. Одно дело проехать по присыпанной снегом асфальтовой дороге и совсем другое – форсировать броды и полуметровые грязевые ванны. Именно для последних и существует полный привод с пониженным рядом в трансмиссии (редуктор) и блокировками дифференциалов (межосевого и межколесных). За счет пониженного ряда машина может двигаться в очень тяжелых дорожных условиях. Ведь благодаря использованию «понижайки» тяга мотора удваивается или даже утраивается. Зачем нужны блокировки «диффов»? При нормальных условиях, в частности, при езде по асфальту и в виражах, когда каждое из колес проходит разное расстояние, дифференциалы помогают компенсировать эту разницу. Побочным эффектом является то, что на бездорожье авто теряет проходимость. Ведь все усилие дифференциал перераспределяет на колесо с меньшим сцеплением, и автомобиль беспомощно буксует, если одно из ведущих колес стоит на скользком участке или повисло в воздухе. Во избежание этого внедорожники оснащают механизмами блокировки дифференциалов. Недостатки такой трансмиссии – ее конструктивная сложность и большой вес. Но главная проблема – ею нужно уметь управлять и правильно пользоваться. Хотя если знать толк в том, что делать с рычагом транмиссии Superselect, исчерпать внедорожный потенциал Pajero Wagon или Pajero Sport не так уж легко.
!Важно для преодоления тяжелого и экстремального бездорожья.

Трансмиссия настоящего внедорожника имеет несколько режимов полного привода (слева) и возможность блокировки межосевого и межколесных «диффов» (справа).

Полный привод SUV

Основная масса современных SUV оснащена постоянным либо автоматически подключаемым (с неколькими режимами, как у Mitsubishi ASX или Outlander) полным приводом, главенствующая роль в управлении которым перешла от человека к автоматике. Именно процессоры и датчики определяют, когда на помощь одной оси подключить тягу другой, какое из буксующих колес подтормозить, чтобы перебросить момент на то, что имеет лучшее сцепление. Не нужно обладать большим опытом езды по бездорожью, чтобы разобраться с работой такого привода. Но и потенциал его куда скромнее. Основная задача такого привода – обеспечить езду в любую погоду, а также позволить владельцу SUV беспрепятственно пробраться к излюбленным местам отдыха. Плюсом в пользу такого привода для ежедневной эксплуатации является его интегрированность в общую систему активной безопасности автомобиля. Так, система стабилизации курсовой устойчивости может использовать перераспределение момента между осями для того, чтобы бороться с развивающимся сносом или заносом авто. Яркий тому пример – новый привод Outlander и ASX.
!Важно для быстрой и безопасной езды, активного отдыха.

В SUV зачастую вообще нельзя управлять полным приводом – все в руках автоматики. В таких продвинутых моделях, как Mitsubishi ASX, нажав кнопку, можно выбрать между передним, автоматическим полным приводом и принудительной блокировкой 4х4.

Андрей Петров
Фото Андрея Яцуляка