X

Тянем-потянем… Вытянем!

Необходимость в буксировке, как зима для коммунальных служб, всегда неожиданна. Что нужно знать, чтобы процедура прошла успешно?

Необходимость в буксировке, как зима для коммунальных служб, всегда неожиданна. Что нужно знать, чтобы процедура прошла успешно?

Необходимость в буксировке, как зима для коммунальных служб, всегда неожиданна. Что нужно знать, чтобы процедура прошла успешно?

Подготовка

Ищем крюк

Купив автомобиль, узнайте, где у него находится буксирное приспособление – как спереди, так и сзади. Обычно трос крепится за специальную петлю. Но на очень многих моделях ее еще нужно ввернуть в гнездо, закрытое заглушкой. Потренируйтесь устанавливать петлю на место – не исключено, что буксирное приспособление вам понадобится в темное время суток.

Выбираем трос

Буксирные тросы, изготовленные из синтетических волокон, удобнее. Они не царапают руки и за счет своей эластичности гасят рывки, возникающие в процессе движения. Крепить лучше тросы со штатными буксирными крюками. Проверьте, входит ли крюк в буксирную проушину вашего автомобиля.

Желательно, чтобы трос был яркого цвета, так он будет хорошо виден участникам движения. Улучшить видимость троса и таким образом избежать аварии можно, прикрепив на него красные флажки (в России, кстати, это требует ПДД) или «бантики». Ведь нередко водители и пешеходы пропускают «буксир» и, не заметив трос, протянутый к «прицепу», начинают движение.

В случае разлома крюка или разрыва троса их части могут попасть в стекла автомобилей. Чтобы этого избежать, привяжите к буксирным приборам бельевой шнур большей, чем трос, длины и прикрепите его к тросу скотчем или изолентой. Шнур удержит разорвавшийся трос в первый момент, а когда разорвется и шнур, более тяжелый трос не даст ему «выстрелить».

Вяжем узлы

Если буксирных крюков на тросе по какой-то причине нет, научитесь вязать специальные узлы. Иначе закрепить трос вы сможете, а вот снимать его придется при помощи ножа. Узел (2) лучше всего подходит, если «буксир» оснащен приспособлением для буксировки прицепа. Узлы (1) и (3) легче всего развязать. Узел (4) самый простой, но его сложнее всех развязывать.

Согласовываем действия

Перед началом буксировки согласуйте порядок действий и условные сигналы со вторым водителем (п. 23.8 ПДД). Для передачи информации водитель буксируемого автомобиля может использовать звуковой сигнал или дальний свет фар (если такая возможность при неработающем двигателе предусмотрена конструкцией автомобиля). Водитель «буксира» должен постоянно контролировать состояние «прицепа» через зеркало заднего вида. О начале торможения следует предупредить легким касанием педали тормоза, чтобы загорелись стоп-сигналы.

 Когда тянуть нельзя?
Правилами дорожного движения запрещена буксировка на гибкой сцепке (а это наиболее распространенный способ) в гололед, а также автомобилей с неисправными тормозами или рулевым управлением.
При буксировке на жесткой сцепке масса буксируемого автомобиля без тормозов должна составлять не более половины массы «буксира».
За рулем буксируемого транспортного средства обязательно должен находиться водитель, за исключением случаев, если конструкция жесткого «буксира» обеспечивает буксируемому транспортному средству повторение траектории буксировщика (жесткая сцепка типа «треугольник»).
Нельзя буксировать мотоциклами без бокового прицепа, а также такие мотоциклы, мопеды или велосипеды, более одного транспортного средства или автомобилем с прицепом.
Запрещена буксировка и в случае, когда общая длина сцепленных транспортных средств превышает 22 м. Только для маршрутных транспортных средств общая длина состава может быть до 30 м.

Если буксируете вы

Оцениваем возможности

Учитывайте расположение буксирного устройства на вашем авто. Если это серьга, выходящая из бампера, или буксирное приспособление для прицепа – проблем нет. В случае с нижним расположением петли и низкой кромкой бампера при буксировке машин с высоко расположенными крюками можно повредить свой бампер.

Начинаем движение

Перед началом движения включите ближний свет (п. 9.8 «г» ПДД), на «прицепе» – аварийную сигнализацию (п. 9.9 «г»). При трогании с места следует сначала плавно выбрать слабину троса, и только почувствовав увеличение сопротивления, можно двигаться дальше. Из-за возросшей нагрузки вам придется увеличить обороты и период включения сцепления, любые изменения скорости или направления движения следует выполнять плавно.

Спуск и подъем

Заранее выберите нужную передачу и не переключайтесь на подъеме. Старайтесь избегать остановок, так как тронуться с места будет сложно, а иногда и вовсе невозможно.

Едем в повороте

Не забывайте, что при поворотах середина троса значительно смещается к центру, она может заходить на тротуар и даже случайно задеть пешехода. Чтобы этого не случилось, оставляйте водителю буксируемого авто запас места для маневра.

Если буксируют вас

Особенности рулевого управления и тормозов

Помните о блокировке рулевого вала, активированной при вынутом из замка зажигания ключе. Поэтому ключ нужно вставить и повернуть в первое положение, в котором руль «открыт». При выключенном двигателе не работают усилители руля и тормозов – будьте готовы к увеличенному усилию на органах управления. В непогоду сложности возникнут из-за грязи на лобовом стекле, так как стеклоочистители при выключенном зажигании не функционируют.

Как быть с автоматом?

Для автомобилей с автоматической коробкой передач и некоторых полноприводных машин предусмотрены отдельные правила буксировки, и если их нарушить, можно вывести из строя дорогостоящую коробку передач. Такой автомобиль можно буксировать по правилу «30–50х2» (не дальше 30–50 км и не быстрее 30–50 км/час, в зависимости от рекомендаций завода-изготовителя). В некоторых заднеприводных автомобилях буксировка на дальнее расстояние допускается при условии демонтажа карданного вала. Но лучше вызвать эвакуатор.

Не ослабляйте трос!

Не допускайте, чтобы ослабленный трос падал на асфальт. Ведь если вы наедете на трос, он может намотаться на колесо или детали подвески, что приведет к столкновению с буксировщиком или повреждению деталей подвески. На спуске по команде лидера тормозите первым.

Александр Ландарь
Фото Андрея Яцуляка