Умный человек найдет выход из сложной ситуации. А мудрый в нее просто не попадет. Что же говорят мудрые о движении по скользкой дороге?
| | Умный человек найдет выход из сложной ситуации. А мудрый в нее просто не попадет. Что же говорят мудрые о движении по скользкой дороге? |
Хотим мы того или нет, законы физики действуют на автомобиль независимо от наличия в нем самых современных систем активной безопасности. И поведение машины на любой дороге определяется степенью сцепления шин с покрытием. Как только на асфальте появляются влага, грязь или снег, все это начинает работать как смазка. Напомним, что сила трения между шиной и дорогой определяется как произведение силы давления колеса на дорогу на коэффициент трения скольжения. Иными словами, чем выше нагрузка на колесо и коэффициент сцепления, тем большее усилие потребуется, чтобы шина начала скользить.
Еще один нюанс из физики. Максимально возможная сила трения совсем не обязательно направлена вперед или назад. Если на машину действуют боковые силы (например, центробежная в повороте), то суммарная сила определяется по правилу параллелограмма – а направлена она будет на то, чтобы выбросить автомобиль с дороги. Сочетание боковой и продольной составляющих сорвет машину в скольжение раньше, чем каждая из них по отдельности. Именно это и является причиной непрогнозированного поведения автомобиля на скользкой дороге, а проще – заноса и сноса.
Но все это лишь теория, а нас больше интересует практика. Что же нужно делать, чтобы избежать попадания в критические ситуации?
Скорость и дистанция |
Банальный совет, который по-прежнему остается самым действенным: следите за скоростью, которая должна соответствовать дорожным условиям. Если вы едете по мокрой дороге, предел для автомобиля на новых шинах – 90 км/час, а на изношенных – еще меньше. При увеличении скорости возникает реальная опасность аквапланирования, о чем мы уже писали (статья «Глиссирование на колесах», «АЦ» № 32'2006 г.). Впрочем, даже если подобный эффект и не возникнет, коэффициент сцепления на мокром покрытии все равно до четырех раз меньше по сравнению с сухим асфальтом. А значит, поворачивая на мокрой дороге со скоростью, которая на сухом покрытии является привычной и безопасной, можно ожидать возникновения заноса задних или сноса передних колес. Особая осторожность необходима с выпадением первого снега. Даже опытным водителям требуется время для адаптации. Резюмируя сказанное, делаем вывод: с учетом роста тормозного пути на скользкой дороге стоит увеличить дистанцию до впереди идущей машины и начинать торможение заблаговременно. |
|
|
Управление |
Избегайте ситуаций, когда потребуются резкие маневры. Поворот рулевого колеса в сочетании с резким добавлением газа или торможением может привести к заносу или сносу. В зависимости от типа привода машину выводят из заноса по-разному. Владельцам заднеприводных автомобилей обычно рекомендуют повернуть руль в сторону заноса и уменьшить газ. Совет абсолютно правильный, но не полный. Как только автомобиль прекращает вращение, нужно немедленно выровнять колеса. При этом крутить руль в сторону заноса следует быстро, а обратно – плавно. Если задержать руль в крайней точке поворота, ожидая прекращения заноса, возникнет занос в другую сторону, и его амплитуда будет больше, чем у первого. Автомобиль начнет раскачиваться из стороны в сторону, а закончится это неуправляемым вращением. Поэтому в идеале поворот руля в сторону заноса и обратно должен выполняться одним движением, без задержки в середине маневра. Чем раньше вы почувствуете начало заноса и начнете стабилизацию, тем больше шансов на успех. Переднеприводные автомобили ведут себя по-другому. Во-первых, они намного устойчивее на скользкой дороге, чем иной раз провоцируют владельца: хочется добавить еще и еще… Но следует помнить, что вывести такую машину из заноса сложнее, чем «классику». Поворот руля в сторону заноса с уменьшением газа только увеличит занос. Положение можно стабилизировать поворотом руля, но обороты двигателя нужно оставить прежними или чуть-чуть увеличить подачу топлива, а это сложно чисто психологически. «Машину несет, а я должен добавить газ?!» – изумляется большинство неопытных водителей. И тем не менее, так оно и есть. |
|
|
Учимся заранее |
Чтобы предотвратить возникновение критической ситуации на мокрой трассе, важно принять некоторые меры, пока дороги еще сухие. Идеальный вариант – пройти курс контраварийного вождения в специализированной автошколе или самостоятельно освоить приемы безопасного вождения. К сожалению, выход из заноса на сухом асфальте не отработаешь, но почувствовать поведение машины в предельных режимах можно. Понадобится асфальтированная площадка размером примерно 30х30 м, свободная от других участников движения и пешеходов. Поверните колеса до упора и начинайте движение, сначала медленно, затем быстрее и быстрее. В какой-то момент автомобиль начнет увеличивать радиус поворота, резина начнет «пищать». Сбросив газ, вы почувствуете, что автомобиль тут же нырнет в поворот. Проделайте операцию несколько раз, вырабатывая привычку реагировать на снос передних колес сбросом газа. Прерывистое торможение тоже лучше изучать на сухом асфальте. На скорости 30–40 км/час выжмите педаль сцепления и резко затормозите. Услышав «визг» заблокированных шин, отпустите педаль тормоза и тут же нажмите ее снова, повторяя операцию до полной остановки. Самое главное в этом упражнении не интенсивность торможения, а выработка рефлекса: начался «юз» – отпустить педаль тормоза и снова нажать. Если жаль резину или вы просто еще недостаточно чувствуете машину, потренируйтесь нажимать на тормоз не одним движением, а толчками (нажал-отпустил-нажал), причем «играть» педалью нужно с максимально возможной частотой. На автомобиле с ABS попробуйте затормозить «в пол» и в это время сделать небольшую змейку (вправо-влево), чтобы почувствовать поведение машины в предельном режиме. Заодно ощутите характерную для ABS вибрацию педали тормоза, чтобы потом это не показалось неисправностью. Постарайтесь не отпускать педаль, когда она начнет «сопротивляться». На мокрой дороге попробуйте проделать те же упражнения и, по возможности, в том же месте. Разницу вы почувствуете сразу, и все станет понятным не с чьих-то слов, а из собственного опыта, полученного в безопасных условиях. |
|
|
Торможение |
Резкое торможение на скользкой дороге приводит к блокировке колес. Это знают почти все. Но поскольку колесо скользит, сила сцепления уже полностью использована в продольном направлении. И появление любой боковой силы (неровность дороги, порыв ветра, объезд препятствия, центробежная сила в повороте) приводит к боковому скольжению (заносу или сносу). Самая большая проблема даже не в том, что колеса скользят. Хуже, что в этой ситуации автомобиль становится неуправляемым, и в повороте он будет двигаться туда, куда направлена сила инерции (чаще всего – прямо, а не в сторону поворота колес). Чтобы избежать подобных эксцессов, нужно начинать торможение намного раньше, чем на сухой дороге, и применять прерывистое торможение. Нажав на педаль тормоза и почувствовав скольжение колес (характерный звук, уменьшение усилия на рулевом колесе), слегка отпустите педаль и нажмите ее снова. Тем самым вы как бы имитируете работу ABS. В момент, когда вы отпускаете педаль, передние колеса получают способность изменять направление движения. Самое сложное в этой ситуации – заставить себя отпустить педаль тормоза. |
|
|
В машине с ABS |
Прежде всего, следует помнить, что ABS чудес не творит. Эта система позволяет сохранить управляемость автомобиля на скользкой дороге. Тормозной путь вдвое она не сократит, а иногда и увеличит, да и к особенностям вождения машины с ABS нужно привыкнуть. На что же стоит обратить внимание? При торможении даже опытный водитель не всегда может определить, в каком месте произойдет остановка, так как тормозит, собственно, не водитель, а управляющий электронный блок. Если вы тормозите на дороге с неоднородным покрытием под правыми и левыми колесами, не удивляйтесь уменьшению тормозной динамики – это система ABS снимает усилие с колес, находящихся на скользком покрытии. |
|
|
Александр Ландарь
Фото Андрея Яцуляка и Игоря Широкуна