Сигнальная азбука
В зависимости от ситуации и продолжительности сигналов светом фар предупреждают об опасности, требуют либо соглашаются уступить дорогу. Как не запутаться в этих сигналах?
В зависимости от ситуации и продолжительности сигналов светом фар предупреждают об опасности, требуют либо соглашаются уступить дорогу. Как не запутаться в этих сигналах? |
Сигналы коллегам по потоку подают фарами, указателями поворотов, клаксоном; используют для этого также руки и выражение лица (хотя его не всегда видно за затемненными стеклами).
Фары бывают разными
Самый распространенный световой сигнал – «мигание» фарами. Его применяют в разных целях. Например, если встречная машина «моргнула» фарами – она предупреждает о какой-либо опасности. Скорее всего, это будет пост дорожной милиции, возможно – авария. Но в любом случае после такого предупреждения культурный водитель поблагодарит коллегу, вытянув руку с открытой ладонью вперед, снизит скорость и приготовится к неожиданностям. «Дальнобойщик» в ответ может помигать поворотником, что означает примерно то же: «Спасибо, я понял».
Если встречная машина мигнет дальним светом, когда все едут с включенными фарами, это может означать, что вы слепите ее водителя. Стоит переключиться на ближний или выключить «противотуманки» – фары вашего авто могут быть неправильно отрегулированы. Если же встречного слепит ваш ближний свет, можно дать ему понять коротким включением дальнего: «Вот мой дальний, а я еду на ближнем». На узком разъезде водитель встречной или выезжающий на попутную полосу машины также может «мигать» фарами. Короткие сигналы означают, что он уступает дорогу. Длинный же, да еще сопровождаемый гудком клаксона или отсутствием замедления, – это верный признак желания «проскочить» первым. Насколько важно не перепутать эти сигналы, наверняка понятно каждому.
На постсоветском пространстве принято требовать, чтобы идущая впереди машина уступила дорогу, включением дальнего света фар. Конечно, говорить о тактичности «спешащего» не приходится, но все же лучше уступить, предварительно сообщив о своем намерении перестроиться на ближайшую полосу с помощью указателя поворота. В Европе принято просить освободить полосу, включив всего лишь левый «поворотник». Украинским водителям тоже неплохо бы научиться этому.
«Аварийка» – еще не авария
Итак, во многих случаях сигнализировать указателями поворотов предпочтительнее, чем дальним светом фар. А у шоферов магистральных грузовиков в ходу собственная «азбука», которую они используют и для информирования других водителей. Например, более скоростная легковушка не может обогнать грузовик, поскольку он ограничивает ей видимость. Но как только шоссе впереди пустеет, дальнобойщик включает правый «поворотник», тем самым сообщая: «Обгоняй, дорога впереди свободна». Включенный левый поворот, напротив, свидетельствует о том, что обгон невозможен или опасен. Особенно сложно даются обгоны водителям других магистральных грузовиков – из-за больших габаритов они не всегда могут увидеть, когда пора перестраиваться на свою полосу. Оказавшийся позади включает фары (но не мигает), когда коллега его опередит.
В дорожной суете и заторах иногда сложно перестроиться или развернуться. Там, где за рулем принято быть вежливым, достаточно включить «поворотник», чтобы дать понять окружающим о своих намерениях. В Европе следующие позади водители притормаживают и дают возможность совершить маневр. В Украине ожидать такой реакции можно не всегда, поэтому перед маневром следует убедиться, поняли ли вашу просьбу другие водители. Если ожидаемой реакции не последует, нужно жестом (вытянутой рукой и открытой ладонью) попросить: «Пожалуйста, позвольте!». Именно в этом случае короткий сигнал фарами свидетельствует о том, что вас пропускают.
После перестроения или другого маневра, который принес определенные неудобства окружающим, все европейцы и многие украинцы благодарят соседей коротким включением аварийной сигнализации (одно-три загорания ламп). Если благодарность адресуется водителю параллельно идущей машины, можно махнуть ему рукой. Важно не спутать «мигание» с постоянным включением «аварийки» – в этом случае водитель сигнализирует о неудовлетворительном техническом состоянии своей машины либо экстренном торможении. Кстати, во многих современных автомобилях при экстренном торможении «аварийка» включается автоматически.
Следите за руками!
В плотном потоке или при общении с пешеходами вполне подходят и более «человечные» знаки общения. Например, в качестве признательности за какую-либо уступку в движении достаточно благодарно кивнуть головой (порой сопроводив этот жест улыбкой) или поднять руку с открытой ладонью.
Чтобы дать понять водителю, что у него открыта дверь, зажато пальто или ремень безопасности, а также спущено колесо или открыт багажник, можно просто махнуть ему рукой и показать, на что обратить внимание, предварительно посигналив клаксоном (вне населенного пункта!).
Если пешеходу предлагается пройти перед машиной, лучше махнуть ему рукой – мимики, возгласа либо светового сигнала он может и не заметить, а звукового предупреждения – испугаться.
Звук – для «слепых»
Согласно ПДД, звуковой сигнал в городе можно использовать только для предупреждения аварийной ситуации. На практике же клаксоном не только просят зазевавшегося «чайника» или пешехода воздержаться от необдуманного маневра (светового сигнала он может и не заметить), но и выражают свое недовольство. Асы утверждают, что один сигнал выражает небольшое недовольство, два – возмущение, а три – негодование. В любом случае жать на клаксон следует только в экстремальных ситуациях.
Нужна помощь, SOS!
Включенная «аварийка» в машине, стоящей на обочине трассы, – это не всегда сигнал о неисправности. Иногда ее используют в запрещенных для стоянки местах. А вот если у авто открыт капот, а рядом стоит беспомощный владелец, держащий ключ, то он однозначно взывает о помощи. Человек с тросом в руках или сцепленными руками просит взять его на буксир. Если акцентируется внимание на домкрате и колесах, водителю требуется «запаска». Когда рядом выставлена канистра и сверху лежит шланг – нет топлива в баке. Если канистры нет, можно попросить бензин, вытянув руку, сжав кулак и опустив большой палец вниз. Главное – не путать этот жест с аналогичным, сигнализирующем о спущенном колесе. В этом случае указательный палец направляют на колесо, а потом несколько раз показывают вниз. Еще один жест, который можно перепутать с предыдущими, – просьба подвезти. Но в этом случае человек у обочины с отведенной в сторону рукой стоит без машины. Жестом или пальцем он может показывать направление пункта назначения.
|
|