X

Обгон: Приехать первым

Как правильно обгонять автомобили, чтобы приехать быстрее других и не попасть в неприятную ситуацию

Как правильно обгонять автомобили, чтобы приехать быстрее других и не попасть в неприятную ситуацию

Как правильно обгонять автомобили, чтобы приехать быстрее других и не попасть в неприятную ситуацию

Нынешняя редакция Правил дорожного движения называет обгоном процесс опережения одного или нескольких ТС с выездом на встречную полосу, поэтому именно на «чужой» полосе и следует ожидать возможных неприятностей. Залог успешного и безопасного обгона – подготовка к нему, детально описанная в ПДД. А главное – перед началом маневра подумайте, стоит ли обгонять «ради обгона» и принесет ли это выигрыш во времени. Возможно, через пару сотен метров вам необходимо будет свернуть или остановиться, и те несколько секунд, которые вы сэкономите, не стоят даже малейшего риска при обгоне.

Оцени, потом атакуй

Первый «враг» водителя при обгоне – неправильная оценка дорожной ситуации. Перед маневром следует анализировать обстановку в комплексе – качество дорожного покрытия (наличие луж, ям, скользких участков, колейности), погодные условия, дорожные знаки, предупреждающие об опасном участке. Лучше начинать опережение, загодя выехав на встречную полосу, а не внезапно «вынырнув» из-за другого автомобиля. Совершать маневр предпочтительнее на пониженной передаче, «стартуя» с оборотов максимального крутящего момента. Во время обгона передачи лучше не переключать, поэтому важно правильно выбрать передачу еще перед маневром. На автомобилях с современными АКПП стоит переключиться на мануальный режим и самостоятельно выбирать передачи, а на классических «автоматах» – добиться срабатывания кик-дауна перед опережением. Желательно просчитать «пути отхода», то есть ширину и покрытие обочины, наличие на ней столбов или других препятствий. Совершая маневр, важно не только соблюдать ПДД, но и быть готовым к тому, что другие участники движения в любой момент могут их нарушить.

Решил – так действуй!

Что делать, если вы все же пошли на необдуманный риск и вам кажется, что обгон завершить не успеваете? Важно быстро принять решение и не менять его до завершения маневра – ведь если начать метаться по дороге, будет только хуже. А когда решение принято, надо всеми возможными способами предупредить других участников дорожного движения о своих последующих действиях: включить соответствующий «поворотник», дальний свет (но не мигать – это может восприниматься как сигнал о том, что вы уступаете дорогу), посигналить.

В ситуации, когда обгоняемый автомобиль еще находится перед вами (рис. А), лучше вернуться на свою полосу. Для этого надо включить указатель правого поворота, чтобы предупредить всех о своем маневре. Одновременно с этим быстро, но не допуская блокировки колес, следует погасить скорость. Затем, слегка отпустив педаль тормоза, аккуратно занять свою полосу, предварительно убедившись в том, что справа нет автомобилей. Возможно, необходимо будет посигналить, чтобы вас «пустили» на свою полосу, а также включить дальний свет, чтобы встречный автомобиль прижался к обочине.

Если вы уже поравнялись с обгоняемым (рис. Б), но неожиданно появился встречный автомобиль, следует в первую очередь оценить возможность продолжения маневра. Если для резкого «рывка» вперед не хватает мощности и динамики двигателя, лучше «сдаться», заняв свою полосу. Но когда разница в скорости с обгоняемой машиной достаточно велика, можно продолжать обгон. При этом следует хорошо обозначить свое положение для встречного автомобиля, а также подать сигнал обгоняемому: возможно, он притормозит и пропустит вас. Но рассчитывать только на помощь окружающих не стоит. В критической ситуации можно использовать прием, который иногда называют «ударным разгоном»: быстро перейти на пониженную передачу, нажав «газ в пол», резко отпустить (включить) сцепление. Затем уверенно, но плавно сместиться как можно правее. При этом, обогнав машину, не следует делать резких движений – достаточно плавно занять свою полосу. А включение дальнего света предупредит водителя встречной машины о том, что ему следует уменьшить скорость и прижаться к обочине. Очень важно не менять свое решение в процессе совершения маневра, не делать резких движений рулем, ведь бороться с заносом на полосе встречного движения – это удел настоящих мастеров.

Важно быстро принять решение о прекращении или продолжении маневра и не менять его до окончания обгона.

Помоги коллеге

Если ваш автомобиль оказался в роли обгоняемого или встречного, необходимо предпринять все меры для предотвращения аварии, ведь если произойдет ДТП, плохо будет всем, даже тем, кто неукоснительно следовал Правилам.

Для встречного все проще – надо снизить скорость, прижаться к обочине и при этом не забыть обозначить свой маневр включением «поворотника». Но если обгоняют вашу машину, все зависит от решения водителя опережающего автомобиля. Если он намерен завершить маневр – тормозите, если отказаться – ускоряйтесь. Главное в этой ситуации – понять, что будет делать ваш коллега. А если он невнятно демонстрирует свои намерения, лучше снизить скорость и прижаться к обочине – ведь когда скорость меньше, то и последствия при аварии будут не такими тяжелыми.

В любом случае, если ситуация критическая, нужно «до последнего» избегать лобового столкновения всеми возможными способами, вплоть до переворачивания на ровной местности. Ведь энергия столкновения пропорциональна квадрату суммы скоростей автомобилей! Уходить от лобового столкновения необходимо путем наименьшего риска для жизни – своей и окружающих. Притереть попутную машину или уйти на противоположную обочину, тормозить «в пол» или выскакивать в кювет – такие решения невозможно просчитать заранее – все зависит от особенностей дорожной обстановки. В любом случае нужно стараться сохранить контроль над своей машиной и сберечь людей.

Ни в коем случае не следует создавать аварийную ситуацию, пытаясь проучить или наказать обгоняющего. Ценой подобного поведения могут стать человеческие жизни.

 Внимание! Обгон опасен!

 Что написано в Правилах?

П. 14.2. Перед началом обгона водитель должен удостовериться в том, что:

– ни один из водителей ТС, которые движутся за ним и которым может быть создана помеха, не начал обгон;
– водитель ТС, двигающегося впереди по той же полосе, не подал сигнала о намерении повернуть (перестроиться) левее;
– полоса встречного движения, на которую он будет выезжать, свободна от ТС на достаточном для обгона удалении;
– после обгона сможет, не создавая помех ТС, которое он обгоняет, вернуться на занимаемую полосу.

Юрий Игнатов
Фото AFP

Редакция благодарит директора Центра высшего водительского мастерства «Энергия Движения» Сергея Лукьянчука и директора «Автоакадемии водительского мастерства» Константина Скипора за помощь в подготовке материала