X

Купание в молоке: Безопасное вождение в туман

Наша зима нестабильна - холода чередуются с потеплением, морозная ночь сменяется теплым утром, и вот уже дорога теряется в густой молочно-белой пелене: туман.

Наша зима нестабильна – холода чередуются с потеплением, морозная ночь сменяется теплым утром, и вот уже дорога теряется в густой молочно-белой пелене: туман.

Коварство тумана в том, что он может настигнуть автомобилиста неожиданно или, равномерно покрывая дорогу на протяжении многих километров, столь же неожиданно изменить свою плотность, сократив видимость до края капота. Кроме того, довольно часто туман зависит от рельефа местности, по которой проходит дорога. Нередко он образуется в низинах, горных долинах, поймах рек, или наоборот – высоко в горах. При этом в самых низких местах слой тумана может приподняться, оставляя чистое пространство над землей на высоту вплоть до человеческого роста. Интересно, что для зимнего тумана в отличие от летнего характерна относительно большая протяженность, отсутствие ярко выраженного запотевания стекол автомобиля (нагретых от отопителя) как изнутри, так и снаружи. Как правильно вести себя, если машина вдруг погрузилась в «молоко»?

Ко въезду в полосу тумана важно приготовиться заблаговременно: снизить скорость и включить фары.

Еще по теме:

Себя показать, других рассмотреть
Главная задача водителя при езде в туман, сильный дождь и снегопад – не только снизить скорость, но и сделать автомобиль на дороге видимым для других участников движения.

Как обеспечить видимость в туман и снегопад?
Главная задача водителя при езде в туман, сильный дождь и снегопад – не только снизить скорость, а и сделать автомобиль на дороге видимым для других участников движения.

Ориентация

И ночью, и днем правильно располагать свое транспортное средство на проезжей части при движении в тумане помогают дорожная разметка, ограничительные столбики на обочинах и ярко-красные вешки, которые иногда (жаль, что иногда) дорожники выставляют зимой вдоль трасс. Если данные элементы дорожной инфраструктуры отсутствуют (или скрыты снегом), ориентироваться придется по границе асфальта и обочины, снежному брустверу, колеям и следам других транспортных средств.

Ночью могут помочь светоотражающие дорожные знаки – чтобы лучше видеть их, можно кратковременно «присветить» себе дальним светом фар. Нужно помнить, что на перекрестках осевая линия может отсутствовать, и в такой момент водителю легко потерять ориентацию на дороге. В данном случае лучше снизить скорость и быть готовым к тому, что осевая линия «появится» в стороне от капота автомобиля. Хороший помощник при езде в густом тумане (особенно по незнакомой трассе) – спутниковый навигатор. Картинка на его экране помогает водителю контролировать направление дороги, повороты и изгибы шоссе – не говоря уже о развязках и перекрестках.

Линии разметки и навигатор – хорошие ориентиры в тумане.

Свет

Независимо от времени суток, при въезде в туман фары нужно включить немедленно, но только не на дальний свет. Потому что направленные горизонтально вперед лучи «дальнего» (особенно ночью) подсветят взвешенные в воздухе капли воды и создадут перед машиной непроницаемую молочно-белую стену. Лучше пробивает туман ближний свет, а еще эффективнее работают «противотуманки» – естественно, правильно настроенные.

Над самой дорогой обычно концентрация водяных капель наименьшая, и эти фары, расположенные низко и параллельно земле, не подсвечивая водяную взвесь, лучше других освещают поверхность впереди автомобиля. Ночью дальности ближнего света и «противотуманок» должно хватить для освещения дороги впереди при условии выбранной безопасной скорости. Днем свет фар нужен в первую очередь, чтобы сделать машину видимой для других участников движения. Противотуманные фары желтого цвета, как и специальные «всепогодные» лампы в основных фарах, благодаря своему спектру излучения улучшают видимость за окном.

Чтобы хорошо обозначить себя на дороге (в особенности днем), рекомендуется использовать задние противотуманные фонари – ими оснащены практически все современные автомобили. Следует помнить, что при хорошей видимости противотуманные фары и фонари могут слепить других водителей (поэтому ПДД европейских стран запрещают включать их при отсутствии тумана, снегопада и дождя). Изучить механизм включения светотехники своего авто нужно заранее, чтобы не разбираться с положениями ручек и клавиш на ходу, попав в полосу густого тумана.

Ближний свет фар и противотуманки необходимо включать в тумане и днем, и ночью.

Видимость

Отвлекаясь при разъезде на встречные автомобили, важно не пропустить транспорт, идущий впереди по вашей полосе более медленно.

Туман – это также своего рода вид осадков, который может ухудшить видимость через лобовое стекло, так что не стоит забывать о стеклоочистителях. При длительной езде в очень густом тумане могут запотевать стекла в салоне. Следует отметить, что в машинах без салонных фильтров это происходит раньше, чем у тех моделей, где имеется такой очиститель.

Исключить данное явление помогает перераспределение воздушных потоков системы вентиляции салона (климатической установки) на стекла, а если и это не помогает – активация кондиционера. Чтобы улучшить видимость машины в густом тумане, можно использовать мигание дальним светом фар или же включить аварийную сигнализацию. При необходимости остановки в тумане старайтесь не делать этого на обочине, найдите более глубокий «карман» или съезд с дороги.

Скорость

Как и при езде в обычных условиях, в тумане нужно держать скорость, достаточную для остановки машины при появлении впереди каких-либо препятствий. При этом следует учитывать, что на наших дорогах не редкость старые машины с неисправными габаритными огнями, которые заметны будут лишь с минимального расстояния. Поэтому безопасной скоростью в тумане могут оказаться кажущиеся мизерными 30–50 км/ч.

При езде в тумане по загородным трассам, особенно на большое расстояние, может появиться ложное чувство уверенности в безопасности: дорога знакомая, видна осевая линия и обочина, машина едет с довольно высокой скоростью и ничего нештатного не происходит. Но тех 40–50 метров, на которые видно вперед шоссе в густом тумане, может не хватить для остановки в случае обнаружения на своей полосе медленно движущегося или стоящего транспорта, другого препятствия. В таких поездках нужно постоянно контролировать свою скорость.

Скорость движения в плотном тумане должна быть минимум вдвое ниже обычной.

Маневры

С обгоном «тянущихся» впереди транспортных средств лучше подождать до ближайшего населенного пункта, где скорости ниже.

Любые маневры, связанные с выездом со своей полосы, в условиях тумана особенно опасны. Самым нежелательным при такой погоде является обгон, поскольку расстояние, необходимое для его полного выполнения (с возвращением на свою полосу) зачастую в несколько раз превышает дистанцию видимости. Так что при малейших сомнениях от обгона лучше отказаться, отложив его до более удобного места – свободного от тумана участка местности, отрезка дороги с несколькими полосами движения в попутном направлении или до населенного пункта, где идущий впереди «медленный» автомобиль снизит скорость.

Нужно отметить, что в тумане днем обгонять опаснее, нежели ночью, поскольку свет фар встречного авто в темное время суток гораздо заметнее – хотя оценить расстояние для него все так же трудно. При необходимости свернуть с основной трассы нужно убедиться, что вы поворачиваете точно на ответвление дороги, а не куда-нибудь в кювет. Опасность в том, что второстепенная дорога может не иметь разметки и ограничительных столбиков на обочинах, которые могли бы служить ориентирами. При этом нужно постараться как можно скорее покинуть полосы движения, если по какой-либо причине пришлось остановиться или просто замедлиться (поворот, потеря ориентации, поломка). Пребывание на дороге в таком положении повышает риск столкновения – в первую очередь с едущими сзади автомобилями.

Игорь Широкун
Фото автора и Hella