Вождение автомобиля может из удовольствия превратиться в тяжелый труд, если неправильно сидеть за рулем.
| | Вождение автомобиля может из удовольствия превратиться в тяжелый труд, если неправильно сидеть за рулем. |
Человек устроен таким образом, что может хорошо выполнять какую-то работу только в определенном положении. Если оно далеко от идеального, снижается скорость реакции, раньше наступает усталость и даже появляются профессиональные заболевания.
При управлении автомобилем мышцы корпуса не должны постоянно находиться в напряжении. Вес тела должен передаваться на подушку и спинку сиденья, а на рулевое колесо может приходиться только вес рук. Самый простой тест – попробуйте одновременно оторвать ноги от пола, а руки от «баранки». Если не получилось, вы сидите неправильно.
Голова – не только центр управления. При смене ее положения рефлекторно изменяется тонус скелетной мускулатуры. При наклоне головы вперед или назад непроизвольно меняется положение рук. Кроме того, отклонение головы от вертикальной линии нарушает кровообращение в сосудах и приводит к неправильной работе вестибулярного аппарата. Оптимальное положение «центра управления» – строго по вертикали (макушка должна смотреть вверх).
Расположение рук на руле, как правило, «иллюстрируют» с помощью циферблата часов. Правильное положение – левая рука от 9-ти до пол-одиннадцатого, правая – от пол-второго до 3-х. Как показывает опыт спортсменов, руки должны быть слегка согнуты в локтях. Это позволяет быстро и эффективно отреагировать на изменения дорожной обстановки поворотом руля в ту или иную сторону.
Ноги нужно располагать так, чтобы для нажатия на педаль было достаточно перемещать стопу, не отрывая пятку от пола. Сильно согнутые в коленных суставах ноги могут задевать рулевую колонку или «баранку», а если слишком отодвинуть кресло, будет тяжело пользоваться педалями. Иногда не удается отрегулировать сиденье таким образом, чтобы все переключатели были легко доступными. «Приоритет» имеют те из них, которыми вы пользуетесь постоянно. Это переключатели поворота и наружного освещения. Включение вентилятора отопителя (климатической установки) понадобится гораздо реже, а управлять «музыкой» можно с выносного пульта.
Никогда так не делайте |
|
|
«Шестое» чувство |
Не ориентируйтесь при регулировке рабочего места на видимость капота. Участок дороги непосредственно перед капотом контролируется только во время парковки, а в этой ситуации в крайнем случае можно наклониться вперед. Лучше потренируйтесь, чтобы чувствовать габариты машины. Это хорошо получается при выполнении упражнений типа «змейка» – пластиковые конусы вполне можно заменить наполовину заполненными водой пластиковыми бутылками. |
|
|
Дополнительные опции |
Умногих современных автомобилей возможности регулировки рабочего места водителя расширены. Уже перестали быть редкостью настройки положения рулевой колонки. На многих машинах можно отрегулировать поясничный подпор, высоту и угол наклона подушки сиденья и даже интенсивность боковой поддержки. Если ваше авто предлагает такие возможности, алгоритм регулировки рабочего места может несколько отличаться от описанного. Например, отрегулировав продольное положение сиденья, вы регулируете наклон спинки и, если посадка вас не устраивает, пытаетесь компенсировать неудобства настройкой рулевой колонки и высоты кресла. Затем регулировкой поясничного подпора добиваетесь, чтобы спинка плотно прилегала к телу, и подгоняете под себя боковую поддержку. Водителям, чье телосложение отличается от стандарта, используемого конструкторами, также придется изменять порядок регулировки. Людям небольшого роста лучше сначала установить высоту кресла. Им чаще приходится придвигаться вперед до упора и ставить спинку практически вертикально. Даже в этом случае включить пятую передачу, не отрываясь от сиденья, не удается. Ориентироваться нужно на третью передачу, так как пятой мы пользуемся все-таки несколько реже. У девушек с параметрами фотомоделей другая проблема: если ноги чуть согнуты, не хватает длины рук и приходится чуть-чуть сдвигать кресло вперед. Если есть возможность, нужно опустить вниз и выдвинуть на себя рулевую колонку. Люди с длинными руками и короткими ногами вынуждены ездить «полулежа» или отодвигать от себя рулевую колонку. Если машину водит только женщина с обувью 34-35 размера, иногда будет целесообразно прикрепить к полу под ковриком брус-подставку, чтобы при пользовании педалями не возникало затруднений. Выбирая автомобиль, лучше отдать предпочтение модели с напольными педалями или оснащенной регулировкой педального блока. Попробуйте отрегулировать сиденье «под себя» прямо в автосалоне. |
|
|
Милым дамам |
Женщинам при выборе автомобиля советуем обращать внимание не столько на его цвет и внешний вид, сколько на удобство посадки. Как ни печально, но конструкторы разрабатывают рабочее место под «усредненного» мужчину с определенным соотношением длины тела, рук и ног. Как показывает практика, у женщин, особенно миниатюрных и высоких с ногами «от ушей», проблем с регулировкой рабочего места намного больше, чем у мужчин. Поэтому выбирайте машину, в которой можно удобно расположиться за рулем. Для этого крайне желательно максимально возможное количество регулировок сиденья, рулевой колонки и педального блока. Обратите внимание на положение и регулировки зеркал, легкость включения (переключения) и доступность всех рычагов и кнопочек. Сиденье не должно быть очень мягким или жестким, его задача – точно фиксировать ваше тело и поддерживать его в удобном положении. |
|
|
Регулируем положение сиденья |
|
|
Александр Ландарь
Фото Андрея Яцуляка