-871x572-c-default.jpg)
Как удержаться на четырех
Нынешняя зима в Украине пока не особенно баловала нас снегом, хотя уже напоминала о себе первыми крепкими морозами. А к зимним дорогам должны быть готовы е только автомобили, но и водители.
![]() | ![]() | Нынешняя зима в Украине пока не особенно баловала нас снегом, хотя уже напоминала о себе первыми крепкими морозами. А к зимним дорогам должны быть готовы е только автомобили, но и водители. |
Когда зима по-настоящему вступает в свои права, многие водители неожиданно для себя начинают испытывать неуверенность на дорогах – их автомобили в прямом смысле слова теряют почву под собой! Тому есть целый ряд причин, но главные две: неполная зимняя экипировка машины (а иногда вообще отсутствие таковой) и недостаток опыта управления автомобилем на скользких и заснеженных дорогах. Подобная ситуация чревата серьезными неприятностями, поэтому европейская штаб-квартира Suzuki проводит цикл специальных зимних тренингов Snow Camp, участники которых могут не только проверить свои навыки, но и освоить приемы безопасного управления в экстремальных условиях, а также на практике познакомиться с работой различных «профильных» систем автомобилей. Мы побывали на одном из таких мероприятий в городе Кюхтай в австрийских Альпах на высоте 2020 м над уровнем моря. Снега и мороза там было предостаточно, а инструкторы Suzuki и специально подготовленные трассы помогли освежить и пополнить знания.
Сначала – теория
Мы знаем еще по школе: прежде выучи теорию, а потом закрепи ее на практике. При повышении водительского мастерства это важное правило также остается в силе.
Во-первых, нужно изучить свой автомобиль, его особенности. В первую очередь – назначение шин, тип привода (в том числе алгоритмы включения полного привода, алгоритмы автоматической КП), а также функции и возможности дополнительных систем активной безопасности (ABS, TCS, ESP). Не помешает еще раз прочитать инструкцию по эксплуатации, провести «эксперименты» на безопасной площадке, чтобы поведение машины на дороге не стало сюрпризом. Почитав «советы бывалых» про снос и занос, нужно самому почувствовать, как ведет себя ваша машина на скользком покрытии при резком добавлении газа, маневрировании, торможении с блокировкой колес или срабатыванием ABS. Это тем более важно, если вы на вашем новом авто встречаете зиму впервые!
В горах на высоте 2 км всегда есть возможность испытать себя и свой автомобиль. | Удовольствие от спортивно-динамичной езды в предельных режимах лучше получать на специальном полигоне за рулем спортивного авто. |
Во-вторых, нужно учитывать погоду и дорожные кондиции. Снег и лед очень резко, в 5–8 раз, ухудшают коэффициент сцепления шин с дорогой вне зависимости от типа ее основного покрытия. И тут в полной мере проявляется коварство скорости. Резкое увеличение тормозного пути требует повышенного внимания к ее выбору и намного больших расстояний (дистанций, интервалов) до соседних машин и препятствий. Более того, нужно не только самому действовать плавно и предсказуемо, но еще и постоянно прогнозировать поведение других водителей.
В-третьих, следует помнить о ваших индивидуальных способностях и водительском опыте. Нужно их оценивать объективно. В среднем время реакции водителя на изменение ситуации – 1 секунда, причем автомобиль, скорость которого составляет 30 км/ч, до начала торможения успевает проехать более 8 м (дистанция реакции), а при 50 км/ч – почти 14 м. Естественно, в реальных дорожных условиях время реакции у каждого свое: талантливым гонщикам достаточно 0,3-0,5 с, а более медлительным понадобится 1,5-1,7 с. Да и то, если водитель сосредоточился на дороге, но если в критический момент зазвонил телефон или взгляд был направлен на щиток приборов, в зеркало заднего вида – время реакции увеличивается еще на несколько секунд. Вот почему в интенсивном транспортном потоке и на больших скоростях внимание следует концентрировать только на дороге. Кроме того, в экстренной ситуации водитель должен быть готов действовать решительно.
Стартовый пакет
Мы не раз писали о том, что для безопасности важно не только всегда и по всем правилам пристегиваться ремнем, но и правильно располагаться за рулем (см. «АЦ» № 47'2007). Напомним, что при скоростном маневрировании автомобиля эффективно «рулить» можно только тогда, когда спина плотно прижата к спинке сиденья, а рукам ничто не мешает свободно и быстро вращать рулевое колесо на большие углы. Правая нога на педали тормоза должна быть выпрямлена и слегка согнута в колене, чтобы при необходимости создать большое усилие для эффективного торможения. Кстати, кроме регулировок сиденья и руля, имеет значение и одежда водителя, особенно верхняя. Если она заметно стесняет движения рук, мешает обзорности – ее лучше снять.
На заснеженных альпийских дорогах хорошие зимние шины и полный привод имеют решающее значение. |
Владельцам полноприводных машин, особенно SUV и внедорожников, перед стартом стоит помнить еще некоторые важные моменты. Полный привод обеспечивает более быстрый разгон, хорошее тяговое усилие и курсовую устойчивость, но никак не помогает при экстренном торможении! Более опасно для внедорожника и боковое скольжение – из-за высоко расположенного центра тяжести жесткое препятствие под колесами может стать причиной опрокидывания. Да и использование «ручника» чревато поломкой полноприводной трансмиссии некоторых типов (при жесткой блокировке межосевого дифференциала и др.).
Главный прибор
Все знают, что полный привод заметно повышает проходимость. Но чтобы оценить, насколько она увеличивается, нужны соответствующие условия. Альпийские дороги наглядно продемонстрировали, что зимой полный привод не только желательный, но и необходимый элемент экипировки автомобиля. Без него преодолевать подъемы и неровности очень сложно даже на хороших зимних шинах. Во время тренинга неоднократно наблюдали коварство зимних дорог – всегда нужно быть начеку, быстро принимать решения и хорошо чувствовать автомобиль. А неприятности возникали именно из-за нарушения «пропорции» выбранной скорости, условий и собственных водительских навыков.
Иными словами, даже в хорошо оборудованной полноприводной машине главный «прибор» все же… голова водителя. Он анализирует погодные условия и состояние дорожного покрытия, выбирает допустимые скорость и траекторию движения, необходимую динамику управления. А что же автомобиль? А он-то как раз и должен беспрекословно выполнять водительские решения. Итак, в добрый путь!
![]() | Снег и лед нивелируют сцепные свойства дорожных покрытий |
|
![]() | |
| |
![]() |
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() | |||||||||
| |||||||||
![]() |