Как изменятся Правила дорожного движения?
Главные изменения, который должны улучшить обстановку на украинских дорогах, комментирует один из разработчиков законопроекта, правозащитник, автор книг «100 советов от штрафов ГАИ», Владимир Караваев. Вот его основные тезисы нового законопроекта об украинских ПДД:
Проезд экстренных служб
Сегодня большой проблемой является проезд автомобилей скорой или другой экстренной помощи к месту назначения, от чего иногда зависит жизнь человека. В условиях дорожного затора проблесковые маячки и сирены не помогают. Новые Правила предпишут, что такие автомобили должны двигаться не в крайней левой полосе, как это происходит сейчас, а по центральной. В этом случае водители других автомобилей смогут освобождать полосу, перемещаясь на соседние полосы левее или правее (движение «ёлочкой»). На таких полосах водители других транспортных средств обязаны будут предоставлять такую возможность путём увеличения дистанции между собой. Именно такая практика применяется в Европе.
Другой пример. Сегодня множество ДТП с участием патрульных автомобилей происходит из-за неэффективности проблесковых маячков, которые другие участники движения просто не замечают или не понимают их предназначение. Новые ПДД обяжут водителей автомобилей оперативных служб и экстренной помощи, в случае отступления от требований ПДД, включать не только маячок, но и специальную звуковую сирену.
Говоря о действия полиции, можно упомянуть и о сигналах регулировщика. В его движениях исчезнет положение правой руки, согнутой перед грудью. Даже в странах постсоветского пространства, не говоря уже о Европе, такого сигнала уже давно нет. Как показал опыт, он вводит в заблуждение водителей и затрудняет понимание дальнейших действий.
Световые приборы
Обновлённая редакция ПДД чётко урегулирует часто возникающие вопросы пользования указателями поворотов на перекрёстках с круговым движением, что уменьшит риски возникновения аварий. После выезда на такой перекрёсток, в случае дальнейшего движения по кругу, водитель должен будет включить левый поворотник, а при выезде – правый. Такой порядок позволит совершать выезд с перекрестка из любого ряда (как это и происходит на практике). На других участках дороги момент включения поворотников оговаривается не только расстоянием до поворота, ни и временем до начала манёвра – от 3 до 5 секунд. Обязательным использование указателей поворотов станет и при движении задним ходом, что облегчит понимание такого манёвра другими водителями.
Продолжая тему пользования световыми приборами, могу упомянуть об уточнённых правилах включения фар с целью привлечения внимания других участников дорожного движения. Кратковременное включение (переключение) света фар, при этом один длинный (в течение 1-2 секунд) сигнал дальним светом означает требование (просьба) дать дорогу, в частности при обгоне, или просьбе о переключении свет фар встречного транспортного средства с дальнего на ближний; два-три коротких сигнала дальним светом в течение 1-2 секунд – подтверждение того, что водитель данного транспортного средства уступает дорогу или предупреждает об опасности на дороге. Также фары необходимо будет включать при движении по полосе встречного движения в момент выполнения объезда какого-либо участка дороги (к примеру из-за ремонта), если временными дорожными знаками или дорожной разметкой, предусмотрен такой порядок объезда.
Несколько изменится порядок взаимодействия водителя автомобиля, совершающего движение задним ходом, с водителями других транспортных средств. При движении задним ходом всегда есть слепые зоны, помощника не всегда можно найти, а в случае ДТП всегда виноват «задкующий». Обновлённые Правила предписывают, если транспортное средство при движении задним ходом совершает поворот направо или налево, и обзорность в направлении движения закрыта (запаркованные транспортные средства или другие объекты), водители других транспортных средств, направление движения которых он пересекает и которые с объективных причин могут быть незамеченными, должны по возможности перестроиться из полосы, на которую осуществляется выезд задним ходом, а если этого сделать не удаётся, остановиться не ближе 10 м до транспортного средства, движущегося задним ходом, и дать ему возможность закончить манёвр.
Движение в заторах и маневрирование
Актуальным является и вопрос преодоления дорожных заторов, в которых особенно проявляется культура вождения. А она присутствует далеко не у всех водителей. Поэтому новая редакция ПДД предписывает, что в случае возникновения затора в дорожном движении, обусловленного наличием препятствия или опасности на отдельной полосе движения (проведение дорожных работ, дорожно-транспортное происшествие, последствия стихии и т.д.), водителям следует проезжать узкое место по очереди из каждой полосы (ряда). При этом водитель транспортного средства, уступающий в обычных условиях дорогу, может продолжать движение лишь после того, как убедится, что другой водитель, имеющий преимущество в движении, уступает ему такое преимущество, и для него не будет создана опасность.
Правила выполнения опережения и объезда в действующей редакции ПДД вообще не отражены, хотя данные манёвры несут в себе потенциальную угрозу. В частности, не рассматривается случай, при котором водители двух (или более) транспортных средств одновременно начинают опережение или объезд, связанные с перестроением на одну и ту же смежную полосу. На практике первым едет тот, кто лучше умеет давить на педаль «газа». Обновлённые ПДД убирают очередное «белое пятно» и по аналогии с порядком выполнения обгона дают преимущество в движении водителю транспортного средства, движущегося спереди.
Перевозка сыпучих материалов в открытом кузове грузовика – наболевшая тема! До сих пор не было отдельной нормы, которая бы чётко регламентировала правила такой перевозки. А они, между прочим, существенно влияют на безопасность дорожного движения, загрязняя проезжую часть, поднимая пыль и т.д. Новые Правила предписывают, что такая перевозка разрешается только при условии использования тентов или чехлов (брезента, плотной ткани, полиэтиленовых материалов и т.п.), предотвращающих высыпание сыпучих материалов на проезжую часть.
Примеров можно приводить ещё множество: обновлённые правила остановки и стоянки (в том числе и вынужденной), правила проезда перекрёстков, использование полосы для движения общественного транспорта, движение на прилегающих территориях и т.д. и т.п. Но главное, на что хочу обратить внимание, модернизированные Правила не будут «напрягать» водителей и обязывать их к пересдаче экзаменов. Они лишь растолковывают и упорядочивают ситуации, с которыми большинство участников дорожного движения и так сталкивается практически ежедневно. Главное, чтобы в этих ситуациях все действовали по единому стандарту. Тогда и порядка на дорогах будет больше.