X

Езда в зимних условиях: Зимний ликбез

Сегодня мы откроем секреты правильной езды по зимним дорогам – с читателями «Автоцентра» ими поделились специалисты по безопасному управлению автомобилями.

Сегодня мы откроем секреты правильной езды по зимним дорогам – с читателями «Автоцентра» ими поделились специалисты по безопасному управлению автомобилями.

Сегодня мы откроем секреты правильной езды по зимним дорогам – с читателями «Автоцентра» ими поделились специалисты по безопасному управлению автомобилями.

За консультацией по зимнему вождению мы обратились к инструкторам и руководителям столичных школ контраварийной подготовки, в клуб внедорожных приключений и к мастеру спорта по ралли-рейду. Каждый, опираясь на свой опыт, дал несколько общих рекомендаций, уделив основное внимание выбору шин и поведению автомобиля с различными типами приводов на обледенелой дороге. А специалист по внедорожным вылазкам рассказал, как правильно преодолевать снежные преграды.

За городом – на шипах

Все наши консультанты рекомендуют использовать шипованные покрышки, если водитель зимой часто выезжает на загородные трассы. Эти дороги, как правило, хуже очищаются от снега, поэтому существует большая вероятность их обледенения, особенно на продуваемых участках и вблизи водоемов. Да и цена ошибки на высоких скоростях намного больше. Однако мнение о городских поездках на шипованных шинах у специалистов не столь единодушное. Например, Виталий Пристинский из школы «Карбон» не рекомендует использовать в городе подобную резину. По его словам, шипы – явный плюс, если нужно подняться на обледеневшую горку, но при езде по мокрому асфальту коэффициент сцепления с дорогой уменьшается. Хотя, по опыту тестирования зимних шин экспертами «Автоцентра», это справедливо только по сравнению с европейскими зимними шинами, которые ориентированы больше для асфальта, чем для льда. Если же сравнивать поведение шипованных и фрикционных зимних шин арктического типа на мокром и сухом асфальте, то здесь характеристики больше зависят от конструктивных особенностей рисунков протектора и применяемых резиновых смесей, т. е. от степени премиальности бренда.

Ольга Мартыненок, Генеральный директор Центра вождения Orange Drive, уточняет: шипованная резина подойдет тем водителям, которые хотят постоянно чувствовать себя в безопасности – например, при внезапно начавшемся снегопаде или в гололед, и готовы ездить по чистому асфальту с более низкой скоростью. А Вадим Михальчук, инструктор «Автоакадемии водительского мастерства», считает, что шипованные шины подойдут водителям-новичкам, у которых страх перед обледенелой дорогой порой настолько велик, что они не готовы выезжать за пределы стоянки.

Шипованная резина подойдет тем водителям, которые хотят постоянно чувствовать себя в безопасности.

Особенности приводов

Мнение о том, что на полном приводе труднее попасть в занос, но если уж попали, то выйти из него не менее трудно, отчасти верно, говорит Ольга Мартыненок. Каждый полный привод ведет себя по-своему, поэтому панацеи от скольжения нет. Главный совет водителю автомобиля с любым приводом: если машина начинает терять устойчивость и попадает в занос, нужно стараться поворачивать руль на опережение, и ровно настолько, чтобы колеса постоянно были направлены туда, где нужно оказаться. Но чем меньше движений, тем лучше. Вадим Михальчук напоминает, что на полноприводном авто многое зависит от распределения крутящего момента по осям, но в любом случае необходимо поворачивать руль в сторону заноса, стараясь выровнять машину. К рекомендациям о добавлении газа на автомобилях с полным приводом специалисты советуют отнестись крайне осторожно. Полноприводный автомобиль коварен – при прохождении поворота, помимо тяговых усилий передних колес, добавляется еще и толкающий эффект задних. Таким образом, при переборе с подачей газа он еще быстрее срывается с правильной траектории, считает Виталий Пристинский.

На заднем приводе трудно, а порой и невозможно преодолеть скользкий подъем, зато легче проходить крутые скользкие повороты. Если ошиблись в выборе скорости и скольжения уже не избежать, необходимо лишь под нужным углом выставить передние колеса, а дальше, дозируя газ, заводить авто в поворот. На переднем приводе, наоборот, при чрезмерной подаче газа в повороте машина продолжает двигаться прямо даже с повернутыми до упора колесами.

Уважение – против скольжения

Все специалисты считают, что внимание на дороге и уважение к другим участникам движения – главные условия безопасного вождения в любое время года. Но зимой это особенно важно, так как опасность существенно возрастает.

 

Александр Попов Серебряный призер Украины по ралли-рейдам 2010 года

Зима – это время, уравнивающее в возможностях практически всех севших за руль. Конечно, тем, у кого есть опыт, легче управлять автомобилем на скользкой дороге. Но все водители, независимо от количества пережитых «на колесах» зим, на обледенелых и заснеженных дорогах руководствуются одинаковыми принципами. Опуская основополагающие моменты подготовки к зиме (поставить сезонную резину, залить соответствующую жидкость в бачок омывателя, проверить тормозную систему), больше внимания уделю самой манере езды. Всегда помните принцип «делим и умножаем на 2»: нажимаем на педаль акселератора в два раза плавнее, чем летом. Это поможет избежать пробуксовки колес и заноса. То же касается работы рулем и педалью тормоза. Тормозной путь на скользкой дороге увеличивается, поэтому держите дистанцию больше, чем обычно. При вхождении в поворот не делайте резких движений – ни рулем, ни педалями газа и тормоза. Если на сухом асфальте вы входите в поворот на 3-й передаче (на авто с МКП) или на скорости 40 км/час, то на скользком покрытии (снег, лед) безопаснее понижать передачу до второй, а скорость – до 20–30 км/час. Кроме того, на авто с МКП категорически запрещено входить в поворот на нейтральной передаче. А владельцам моноприводных машин следует избегать крутых подъемов и спусков, узких улочек, где разъезд со встречным потоком может быть затруднен из-за плохой работы дорожных служб и припаркованных автомобилей. А если вы не уверены в своем опыте вождения, от езды за рулем лучше временно отказаться.

При вхождении в поворот не делайте резких движений – ни рулем, ни педалями газа и тормоза.

Ольга Мартыненок Генеральный директор Центра вождения Orange Drive

Перед выездом на дорогу полезно привести свою самооценку в соответствие с уровнем водительского мастерства. Не суетитесь – все следует делать плавно и размеренно. Резкая работа рулем, педалями газа и тормоза провоцирует автомобиль к потере сцепления. Не заезжайте в снег, если не знаете, насколько он глубок. Избегайте обледенелых дорог. Сбавляйте скорость. Внимательно следите за действиями других участников движения. Осматривайте перекрестки по принципу «налево – направо – налево», даже если едете «по главной» или на «зеленый». Золотое правило «не вижу – не еду» применимо в любой ситуации. Соблюдайте безопасную дистанцию с авто, идущим впереди, а при остановке – со стоящим перед вами (нужно видеть его задние колеса). Зимой эта дистанция увеличивается. Нога на тормоз – взгляд в зеркало. Следите за машинами, находящимися сзади. Если они слишком близко – оставляйте впереди дополнительную дистанцию для торможения в экстренной ситуации и для них. Прежде чем обогнать другую машину или совершить маневр, подумайте: «А надо ли? А смогу ли? Что мне это даст?» И чем медленнее вы едете, тем больше увидите и быстрее отреагируете, потому что у вас будет на это время.

Прежде чем обогнать другую машину или совершить маневр, подумайте: «А надо ли? А смогу ли? Что мне это даст?»

Дмитрий Ковалев Руководитель Off-road adventure club

Снег – самый тяжелый, непредсказуемый вид бездорожья, и езда по нему требует определенных навыков. Образовавшийся спрессованный слой под колесами сдвигается, как только вы начинаете поворачивать или тормозить, а снег, утрамбованный передними колесами, не позволяет задним ехать ровно, и они соскакивают с колеи. Советую стараться не допускать пробуксовки колес на небольших скоростях, так как в такой ситуации протектор делает лунки в снегу, преодолеть которые не хватит инерции и автомобиль остановится, а тронуться будет практически невозможно. Преодолевать переметы, поляны, просеки и другие участки глубокого снега нужно только ходом, набрав предварительно максимально возможную для этих условий скорость, а останавливаться только в тех местах, где можно тронуться. Если понадобится съехать с дороги в лесу (уступить дорогу, развернуться и т. п.), то делать это надо быстро. Лучше найти место, где можно проехать за один прием по одной непрерывной траектории. Если глубина снега вне дороги превышает половину диаметра колеса, то разворот в несколько этапов может просто не получиться – автомобиль «сядет», как только остановится. В сомнительных ситуациях нужно трогаться вначале назад (трамбуя снег), а затем, набрав скорость, прорываться вперед. Позади снег уже раскидан до величины просветов, и ехать назад, как правило, легче. Машина станет почти снегоходом, если сбросить давление до 0,8 атм. (только для высокопрофильных шин). Но двигаться на спущенных колесах нужно медленно и аккуратно – есть риск их разбортировки.

Если глубина снега вне дороги превышает половину диаметра колеса, то автомобиль «сядет», как только остановится.

Иван Терентьев
Фото Юрия Дацыка, Олега Авилова и из архива редакции