Дорога дальняя и ночка лунная...
Многие водители отправляются на отдых на своем автомобиле, что дает ряд преимуществ по сравнению с общественным транспортом. Как нужно ехать, чтобы дорога не превратилась в мучение?
Многие водители отправляются на отдых на своем автомобиле, что дает ряд преимуществ по сравнению с общественным транспортом. Как нужно ехать, чтобы дорога не превратилась в мучение? |
На первый взгляд за городом ездить проще: пробок нет, интенсивность движения ниже, а ощущение скорости доставляет огромное удовольствие. Но движение за городом имеет свои особенности, которые нужно учитывать.
Усталость
Прежде всего, проявляется эмоциональная усталость. Этому способствуют однообразие видов за окном и громкая ритмичная музыка. Они вызывают состояние, называемое «дорожным гипнозом». Водитель управляет машиной, глаза открыты, но он делает все на «автомате» и на внезапное изменение дорожной ситуации просто не успевает отреагировать.
Чтобы избежать неприятностей, переговаривайтесь с попутчиками и каждый час на 10–20 минут выключайте музыку.
Причина физической усталости – пребывание в одной и той же позе, в результате чего нарушается кровообращение отдельных органов, также устает нога на педали газа из-за необходимости поддерживать постоянную скорость. Поэтому в дальней дороге особенно важна правильная регулировка сидений. Можно использовать массажные накидки на кресла.
В дороге останавливаться нужно не реже, чем через каждые три часа. 5–10 минут, проведенных в живописном месте, и несложные упражнения вернут вам физическую форму и ясность мышления.
График езды
Составление рационального плана поездки – важный момент. Исходные данные: протяженность маршрута, его новизна, транспортное средство и опыт водителя. Чтобы определить расчетное время в пути, можно пользоваться следующими нормативами. Если ехать, выполняя требования ПДД, средняя скорость движения на многорядных шоссе с качественным покрытием составляет примерно 80– 85 км/час. На дорогах с одной полосой для движения в каждую сторону – 70–75 км/час, а иногда и ниже. Чем больше расстояние, тем меньше средняя скорость, так как на ее величину влияют остановки на отдых и обед. Неопытный водитель или старая машина способствуют уменьшению скорости минимум на 10 км/час.
Планируя время старта, учитывайте рекомендации медиков и особенности своего организма. Одни быстрее засыпают вечером, другие – утром, поэтому выезжайте, только окончательно проснувшись. Обязательно учитывайте направление пути. Например, на запад страны лучше выезжать утром, а на восток – в обед, иначе придется часть дороги ехать против солнца. Из больших городов сложно выбраться в пятницу вечером, а въехать – вечером в воскресенье из-за колонн дачников.
Если движетесь в колонне, держите дистанцию хотя бы 40–50 метров. Это позволит не только своевременно затормозить, но и увидеть яму или другое препятствие на дороге, а также избежать попадания камня в лобовое стекло. Кстати, свидетельством наличия ям впереди могут быть следы интенсивного торможения, резкие маневры впереди идущих машин и темные пятна на дороге (капли масла от подтекающих уплотнений). На незнакомых маршрутах соблюдайте особую осторожность.
Ночью лучше не ездить. Хотя интенсивность движения ниже, риск уснуть за рулем значительно выше, видимость дорожного полотна хуже, а хороших дорог с качественной разметкой у нас не так много. Нередко возникают непредвиденные препятствия – пешеход, дикое животное, вас могут «ослепить». В ночное время это нередко приводит к авариям.
Что влияет на время прохождения маршрута?
Прежде всего, класс, модель и год выпуска автомобиля, а также стиль вождения. Чем современнее и выше классом машина, тем меньше вы устанете и быстрее доедете. Дело даже не в максимальной скорости. У нас совсем мало трасс, позволяющих безопасно двигаться со скоростью 130–140 км/час, а правилами даже 130 разрешены на считаных километрах дорог. Запас мощности, динамичность и тормозные качества автомобиля в данном случае нужны, чтобы иметь возможность быстро и безопасно совершить обгон, держать скорость на подъемах и вовремя остановиться в опасной ситуации.
Теперь о комфортабельности. Ее определяют размеры салона, форма и наличие регулировок сидений, шумоизоляция, а также наличие кондиционера (климат-контроля). Удобная посадка и низкий уровень шума снижают усталость в дальних поездках, а кондиционер позволяет избежать теплового удара. Чтобы не простудиться, не увлекайтесь холодным воздухом (разница температур не должна превышать – 7-8°). Климат-контроль лучше настроить на 22°. Если кондиционера нет, рационально используйте систему вентиляции салона: при температуре до 25° включите на малые обороты вентилятор и закройте окна (будет меньше шума и сквозняков).
Питание
Плотный обед снижает внимание водителя, а в сочетании с жарой вызывает сонливость. Поэтому независимо от вкусов пассажиров ограничьтесь легкими блюдами (окрошка, салаты и фрукты). Если в машине нет охлаждаемого отсека для напитков, положите пару бутылок холодной минеральной воды в сумку-термос. Держите под рукой орехи, сухофрукты или сухарики. Во время жевания кровь приливает к голове, и сонливость проходит.
Соблюдайте правильный питьевой режим – пейте понемногу, но часто. Хорошо утоляет жажду холодный чай, особенно зеленый. Поддерживать тонус позволяет холодный крепкий и несладкий кофе. Его лучше пить небольшими порциями (1-2 глотка каждые полчаса). Избегайте сладких газированных напитков, они плохо утоляют жажду. Чтобы меньше хотелось пить, используйте секрет десантников и спецназовцев. Они не пьют воду сразу, а удерживают ее некоторое время во рту, смачивая полость рта под языком. Именно там находятся рецепторы, которые отвечают за чувство жажды, и если подержать воду в этих местах, оно быстрее проходит.
Неформальные правила поведения на шоссе | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Подготовка автомобиля | |||||||
| |||||||