Держи колесо!
Автомобиль стремительно мчится по шоссе – кажется, никому не угнаться за ним. Но вдруг, подпрыгивая на неровностях, машину обгоняет колесо. Пассажиры, смеясь, провожают его взглядами. Но их настроение радикально меняется, когда они узнают, что это колесо от их автомобиля…
Автомобиль стремительно мчится по шоссе – кажется, никому не угнаться за ним. Но вдруг, подпрыгивая на неровностях, машину обгоняет колесо. Пассажиры, смеясь, провожают его взглядами. Но их настроение радикально меняется, когда они узнают, что это колесо от их автомобиля… |
В сегодняшней «Автошколе» – разговор о том, как вести себя водителю в случае поломки ходовой части во время движения.
На трех колесах
Вероятность отрыва колеса невелика, но такое случается. В подобной ситуации важно не растеряться и помнить, что и трехколесной машиной можно управлять – например, гонщики-раллисты при потере столь важной составляющей ходовой части умудряются доехать до финиша участка. В повседневной практике последствия такой поломки могут быть разными – в зависимости от того, отделится от автомобиля сорвавшееся с креплений колесо или застрянет в колесной нише. Это, в свою очередь, может зависеть от ширины колеса и размеров колесной арки.
Тяжесть последствий в случае, если колесо все-таки отделится от машины, зависит от ее загрузки и от того, какое именно колесо потеряно. Хуже, если автомобиль лишился переднего, поскольку именно на «передок» приседает авто при остановке. При потере колеса с задней оси тормозить можно смелее.
В любом случае в первую секунду автомобиль продолжит движение, затем накренится и начнет цеплять тормозным диском или барабаном за асфальт. Из-за этого машина может изменить направление движения или даже перевернуться. Чтобы не допустить опрокидывания, нужно стремиться сохранить прямолинейность движения и избежать попадания поврежденной стороны в яму, на стык дорожного полотна, бордюр, выступающий канализационный люк и т. п. Если ставший трехколесным автомобиль плохо слушается руля или при рулении опасно кренится, лучше позволить ему двигаться в произвольном направлении (естественно, это не должно причинять вред окружающим). Пользоваться тормозами можно, но нажимать на педаль нужно аккуратно, избегая увода машины в сторону.
Более серьезными будут последствия, если оторвавшееся колесо не отделится от авто, а застрянет под крылом. В таком случае машину почти обязательно развернет в «аварийную» сторону. Многое будет зависеть от скорости движения автомобиля в момент происшествия – и чем скорее ее удастся погасить, тем лучше. Зато тормозить в этом случае можно без ограничений.
Спустила шина
Как правило, чаще внезапно теряет давление камерное колесо. В отличие от вышеописанной ситуации, автомобилем с резко спустившей шиной все-таки можно управлять. Тем не менее, машину начинает уводить в сторону поврежденной покрышки, руль вырывается из рук, даже прямолинейное движение дается с трудом. Поэтому «поймать» автомобиль в таком случае бывает нелегко – он рыскает по курсу с большой амплитудой. Особенно трудно рулить, если машина загружена, еще сложнее – если не оснащена усилителем руля.
Главное в такой ситуации – не тормозить сразу с большой скорости, поскольку от этого увод машины только увеличится. Хорошо, если удастся, вовремя вывернув «баранку», сразу удержать авто на прямой, не допустив начала его виляния. При этом важно не «перекрутить» руль, а повернуть его точно на столько, сколько нужно для противодействия силе увода. По возможности нужно избегать выезда на обочину, поскольку у ее покрытия иной коэффициент сцепления.
Независимо от того, какое колесо спущено, скорость гасить нужно, тормозя двигателем, плавно отпуская педаль сцепления после каждого переключения. Если при этом будет усиливаться рыскание машины, педаль придется выжать снова и двигаться накатом до тех пор, пока рыскание не будет скорректировано рулем. Замедлившись до скорости 10 – 15 км/ч, можно воспользоваться тормозами для окончательной остановки.
Опасность | |
| |
Симптомы «гипотонии» | |
| |
Почему вдруг | |
| |