Лето – время активного использования автомобильного кондиционера (климат-контроля). Причем он востребован не только в жару, но и когда на улице дождь и в салоне начинают запотевать все окна. Как работает эта система и что влияет на ресурс – об этом в нашей сегодняшней рубрике «Автошкола».
Лето – время активного использования автомобильного кондиционера (климат-контроля). Причем он востребован не только в жару, но и когда на улице дождь и в салоне начинают запотевать все окна. Как работает эта система и что влияет на ресурс – об этом в нашей сегодняшней рубрике «Автошкола».
Лето – время активного использования автомобильного кондиционера (климат-контроля). Причем он востребован не только в жару, но и когда на улице дождь и в салоне начинают запотевать все окна. Как работает эта система и что влияет на ресурс – об этом в нашей сегодняшней рубрике «Автошкола».
Эксперт |
Автомобильные кондиционеры и их более сложные модификации с системой автоматического поддержания заданной температуры в салоне независимо от автомобиля имеют схожую конструкцию и практически одинаковый принцип работы. Интересно, что эта система включает в себя не такое уж большое количество узлов, но практически все они могут серьезно влиять на эффективность ее работы и ресурс. Чтобы понять это, проследим за круговоротом рабочего тела системы, которым является так называемый хладагент, и узнаем, что он делает в каждом из узлов кондиционера.
Датчик давления
Датчик давления (реле давления) – устройство, которое защищает компоненты контура системы от повреждения при слишком высоком или слишком низком давлении хладагента.
Место установки
В зависимости от конструкции системы кондиционирования датчик давления может размещаться в радиаторе-конденсоре, в фильтре-осушителе или в магистрали высокого давления.
Обслуживание
Обслуживание дачика давления заключается в замене уплотнительного кольца и чистке контактов соединения. Данная процедура осуществляется при прохождении регламентных технических обслуживаний кондиционера.
Возможные проблемы
Отказать датчик давления может при обрыве электрической цепи и заклинивании поршня компрессора.
Компрессор
Сердце кондиционера – компрессор. Он сжимает хладагент, который в испарителе перешел в газообразное (парообразное) состояние, имеет низкую температуру, находится под низким давлением и «отправляет» его под высокими температурой и давлением в конденсор.
Место установки
Компрессор кондиционера приводится в действие ременным приводом от коленвала двигателя, поэтому располагается в моторном отсеке, являясь навесным оборудованием силового агрегата. Компрессоры с электроприводом (для электромобилей и гибридов) также размещаются в моторном отсеке автомобиля.
Обслуживание
Для нормальной работы компрессора необходимо соблюдать два правила – периодически проверять наличие хладагента в системе (чем старее машина, тем чаще) и не оставлять кондиционер на длительное время без работы. Эту систему необходимо включать не реже одного раза в неделю не менее чем на 15 минут. Это улучшит смазывание уплотнения вала компрессора и повысит его герметичность, благодаря чему уменьшатся утечки хладагента в окружающий воздух.
Возможные проблемы
В процессе эксплуатации возможно заклинивание компрессора. Происходит это вследствие нехватки хладагента в контуре или вследствие использования неправильного (низкокачественного) масла в системе. При замене компрессора необходима замена других компонентов, а также дорогостоящая промывка ряда деталей для удаления из них загрязнений и отложений. В современных системах промыть все компоненты невозможно, поэтому их, например, конденсоры многопоточного типа, меняют на новые вместе с компрессором.
Конденсор
Конденсор – это теплообменник в форме радиатора, в который компрессор подает хладагент под высокими давлением и температурой.
Место установки
Радиатор-конденсор расположен перед радиатором двигателя.
Обслуживание
В наших условиях эксплуатации конденсор периодически нужно чистить, а для снижения загрязняемости перед нижней его частью следует установить защитную сетку с ячейкой 2–3 мм (более мелкоячеистая ухудшит теплообмен).
Возможные проблемы
Из-за характерного размещения конденсора на его ребрах с наружной стороны скапливается грязь. Это ограничивает протекающий через конденсор поток воздуха, который используется для рассеивания тепла и изменения фазового состояния хладагента. В результате давление в системе растет, что ведет к ухудшению эффективности охлаждения и повышенным нагрузкам на компрессор. Все это может стать причиной серьезной поломки компрессора и потребовать дорогостоящего ремонта.
Испаритель
Испаритель представляет собой теплообменник (радиатор) для охлаждения и осушения воздуха. Устанавливается он в контуре низкого давления. Хладагент в виде туманообразной смеси впрыскивается в испаритель, где поддерживается низкое давление. При этом происходит парообразование, т. е. переход из жидкого состояния в газообразное. Согласно законам физики это сопровождается отбором тепла. В данном случае тепло отбирается от стенок трубок радиатора-испарителя, которые обтекает поток охлаждаемого воздуха, поступающего в салон автомобиля.
Место установки
Испаритель, как правило, размещается в салоне под торпедо перед радиатором системы отопления.
Обслуживание
Требуется периодическая чистка наружной поверхности радиатора-испарителя, чтобы избежать появления плесени и болезнетворных бактерий.
Возможные проблемы
Чаще при отсутствии воздушного фильтра салона и реже при его наличии на поверхности трубок радиатора испарителя накапливается слой грязи, которая является благоприятной средой для образования плесени и размножения болезнетворных бактерий. В итоге в определенных режимах работы системы вентиляции-кондиционирования салон наполняется неприятным запахом, а самое главное – размножающиеся бактерии могут стать причиной заболеваний пассажиров.
Расширительный клапан
Термостатический расширительный клапан управляет процессом парообразования в испарителе.
Место установки
Расширительный клапан размещается либо в моторном отсеке у перегородки с салоном, либо в салоне внутри торпедо.
Обслуживание
Обслуживание клапана заключается в его мойке при очистке всей системы кондиционирования.
Возможные проблемы
Расширительный клапан может перестать работать или работать неэффективно в случае попадания в него грязного масла, стружки из системы, заклинивания иглы и при неработающем температурном клапане.
Ресивер-осушитель
Ресивер-осушитель или аккумулятор (ресивер-осушитель отделяет влагу, а аккумулятор – хладагент в жидком состоянии) выполняют функции хранения хладагента, его фильтрации и удаления из него влаги.
Место установки
В системах с расширительным клапаном (TXV) ресивер-осушитель установлен на выходе конденсора, а у систем с расширительной трубкой (нерегулируемое расширительное устройство) аккумулятор размещен на выходе испарителя.
Обслуживание
В зависимости от применяемых стандартов на кондиционеры и компоновки конкретной системы эти устройства могут работать в течение всего срока эксплуатации автомобиля либо должны заменяться через установленные промежутки времени. Ресивер-осушитель или аккумулятор требуют замены при каждом выпуске хладагента из системы, а также при любой разгерметизации системы, даже если вы просто меняли одно уплотнительное кольцо. Иначе внутри этих узлов абсорбент при контакте с окружающим воздухом полностью насыщается влагой.
Возможные проблемы
При чрезмерном насыщении ресурс влагопоглотителя заканчивается, что приведет к появлению влаги в системе, которая, в свою очередь, станет причиной выхода из строя компрессора; засорению компонентов, закупориванию расширительного клапана и преждевременной поломке компрессора.
Рекомендации по эксплуатации
Система кондиционирования, как и любая другая система автомобиля, нуждается в ежегодном техническом обслуживании, которое поможет максимально долго поддерживать ее в хорошем состоянии и позволит избежать дорогостоящего ремонта. При надлежащем уходе срок службы системы кондиционирования может сравняться со сроком службы автомобиля. Кроме того, обслуженный кондиционер уменьшает расход топлива, так как система не функционирует с максимальной мощностью длительное время, тише работает, точнее регулирует температуру и не создает неприятных запахов.
Для специализированного сервиса существует минимальный перечень работ при обслуживании систем кондиционирования. Это:
1. Проверка работы и эксплуатационных показателей системы кондиционирования.
2. Определение типа хладагента в системе, так как неправильно выбранный рабочий газ может ухудшить эксплуатационные характеристики и стать причиной поломки, например компрессора.
3. Определение качества хладагента и масла.
4. Проверка и необходимость замены салонного фильтра.
5. Контроль наличия утечек хладагента. Идеального способа обнаружения утечек не существует, поэтому мы рекомендуем сочетать два или три различных метода.
6. Проверка состояния узлов системы на предмет отсутствия любых повреждений – механических, от коррозии, которые могут стать причиной проблем в будущем. Проверка загрязненности поверхности конденсора или радиатора.
7. Проверка правильности работы системы кондиционирования с контролем эксплуатационных характеристик, шумности, потока воздуха, смешивания воздуха при обогреве и охлаждении, наличия неприятного запаха в салоне.