Безопасная скорость движения – существует ли такая?
Начнем, мы как это и полагается с теории. Что же нам говорит о безопасной скорости наше законодательство? В ПДД есть даже соответствующий термин, что безопасная скорость – это такая скорость, при которой водитель имеет возможность безопасно управлять транспортным средством и контролировать его движение в конкретных дорожных условиях.
Обратили внимание на последние несколько слов термина? В конкретных дорожных условиях. По сути это одно из ключевых определений – меняются условия, изменяется и безопасная скорость.
Хотим акцентировать внимание – не существует такого понятия как «универсальная безопасная скорость», так как она зависит от многих факторов. Поэтому нельзя однозначно сказать, что, к примеру, безопасная скорость в городе – это 60 км/ч, а за городом – 110 км/ч. Например, в городе безопасно можно ехать даже 80 км/ч – если это будет широкая магистраль, с несколькими полосами движения в одном направлении и где встречные потоки разделены отбойником. Наподобие проспекта Победы, Бажана и т.п. А с другой стороны в городе есть маленькие улочки, где для обеспечения безопасности лучше ехать не быстрее 30-40 км/ч.
От каких же факторов зависит безопасная скорость?
Дорожные условия
Один из основных факторов, от которых зависит безопасная скорость это – дорожные условия. Например, вы едете с определенной скоростью по трассе, пусть это будет 110 км/ч и при этом комфортно и безопасно себя чувствуете. Вдруг впереди начинается ремонт дороги и при этом она сужается. В данном случае вы вынуждены снизить скорость до такой, которая бы позволила вам опять комфортно ехать уже в других изменившихся дорожных условиях.
Или другой пример, в пути пошел сильный дождь или вы неожиданно въехали в полосу тумана, при которых видимость существенно ухудшилась и вам опять-таки приходится снижать скорость до такого предела, чтобы вы могли безопасно продолжать свое дальнейшее движение. Причем эта безопасная скорость в конкретных дорожных условиях может быть заметно ниже, чем это установлено правилами движения.
Еще одна важная составляющая дорожных условий – состояние покрытия. В холодную пору года всем водителям мы рекомендуем перестроиться на так называемый зимний стиль езды с плавным управлением автомобиля: спокойными разгонами, размеренным движением, небыстрым прохождение поворотов, нерезким маневрированием, заблаговременным неинтенсивным торможением.
На мокрой и скользкой дороге скорость движения должна быть меньше, чем на сухой дороге. Снежная каша на дорожном покрытии или невидимая ледяная корочка могут преподнести серьезные неприятности, особенно неподготовленному водителю и чем выше при этом будет скорость, тем худшими могут быть последствия.
То есть подчеркнем – существенным фактором, влияющим на безопасную скорость являются дорожные условия!
Автомобиль и его техническое состояние
Еще один фактор, который напрямую влияет на выбор безопасной скорости – автомобиль и его техническое состояние. Например, для «Таврии», учитывая ее технические параметры (динамически характеристики, эффективность тормозной системы, информативность рулевого), безопасная скорость может быть одна, а для современной иномарки – другая, более высокая.
Опять-таки, для нового или относительно «свежего» автомобиля безопасная скорость зависит от влияния остальных факторов, а вот для старого – нужно обязательно учитывать еще и износ узлов и агрегатов. Например, старые тормозные диски и колодки снижают эффективность тормозной системы и для безопасной остановки скорость должны быть не слишком высокой.
Физическое состояние водителя и его навыки
Не менее важный фактор, влияющий на безопасную скорость – физическое состояние водителя и его навыки.
Если человеку нездоровится, у него, как правило, снижается время реакции, поэтому в данном случае лучше всего отказаться от поездки, а если это случилось уже в пути – то добираться до конечной точки маршрута нужно более аккуратно и неспешно. Уставшее состояние – также негативно влияет на безопасность движения, а быстрая скорость в данном случае – существенно усугубляет ситуацию.
Для новичка безопасная скорость должна быть невысокой. Не зря даже в ПДД прописано, что начинающим водителям первые 2 года разрешено ездить не быстрее 70 км/ч. Это сделано для того, чтобы за это время он смог набраться необходимых навыков и водительского опыта.
С учетом всего вышесказанного нами безопасной скоростью можно назвать движение со скоростью потока, когда вы едете синхронно вместе со всеми окружающими водителями.
Излишне быстрая езда, при которой вы кого-то обгоняете, резко маневрируете и непременно – сильно тормозите, провоцирует создание аварийных ситуаций на дороге. В принципе, то же возникает и при излишне медленной езде, когда вы этим мешаете остальным водителям.
В завершении отметим важную аксиому – если при управлении автомобилем водитель мыслит категорией, чтобы во время своей езды создать, как можно меньше помех для других участников дорожного движения, то его безопасность на очень высоком уровне.