X

Без руля

Даже если автомобиль абсолютно исправен, это не значит, что завтра одна из самых уязвимых частей, в числе которых и рулевое управление, внезапно не выйдет из строя. Как вести себя, если машина вдруг стала непослушной?

Даже если автомобиль абсолютно исправен, это не значит, что завтра одна из самых уязвимых частей, в числе которых и рулевое управление, внезапно не выйдет из строя. Как вести себя, если машина вдруг стала непослушной?

Даже если автомобиль абсолютно исправен, это не значит, что завтра одна из самых уязвимых частей, в числе которых и рулевое управление, внезапно не выйдет из строя. Как вести себя, если машина вдруг стала непослушной?

Нынешние авто настолько надежны, что отказ рулевого управления считается явлением исключительным. Но владельцы неновых моделей от такой неприятности совсем не застрахованы. Впрочем, ее можно избежать, если своевременно проводить регламентное обслуживание ТС.

Подсказки

Как правило, аварийной поломке узлов рулевого управления предшествуют определенные симптомы. Предвестником скорых неприятностей может стать изменившееся положение рулевого колеса при движении прямо, внезапно увеличившийся люфт руля и связанное с ним рыскание автомобиля по курсу, особенно если это сопровождается стуком со стороны «передка». Вдруг полегчавшая или потяжелевшая «баранка», щелчки и заедания при ее вращении, увод авто в сторону также просигнализируют о серьезной неисправности. В таком случае нужно немедленно остановиться и вызвать техпомощь. Если нет такой возможности, придется самостоятельно убедиться в работоспособности рулевого управления – визуально и вращая руль от упора до упора. А затем – двигаться к ближайшей мастерской своим ходом или искать эвакуатор.

Есть чему ломаться

Аварийные разрушения крупных деталей – рычагов, рулевых тяг – сегодня практически не встречаются. Более вероятны внезапные отказы относительно сложных узлов. Шарниры тяг и рычагов некоторых типов (например, на «Москвичах», «Запорожцах») могут частично разобраться, что приводит к появлению чрезмерно большого люфта, затрудняющего, но не блокирующего управление. Конусный палец шарнира из-за неправильной сборки может «потерять» крепящую его гайку и выпасть из своего гнезда в рычаге – углы установки передних колес нарушатся, но, скорее всего, одно из них останется управляемым.

Наиболее опасна поломка рулевого редуктора – в нем иногда крошатся зубья шестерен, из-за чего он заклинивает или перестает передавать вращение рулевого вала на управляемые колеса. Сочленения рулевого вала (обычно это карданные шарниры) теоретически могут разрушиться, кроме того, в них попадают посторонние предметы, ограничивая угол поворота рулевого колеса. Независимо от причины, заклинившая «баранка» – это наиболее опасная неисправность.

Усилители рулевого управления, которыми оснащаются многие современные машины, теоретически уменьшают надежность системы в целом, но в случае их поломки обычно не бывает катастрофических последствий. При их отказе автомобиль начинает тянуть в сторону или возрастает усилие на руле. Наконец, само рулевое колесо может банально отвалиться – обычно из-за плохого крепления после демонтажа.

Если это случилось

Первое, что нужно сделать, почувствовав, что с управлением неладно, – сбросить газ. И следует быть готовым к тому, что машину тут же поведет в сторону. Руль отпускать нельзя – надо пытаться корректировать им направление, ведь далеко не всегда непослушными становятся оба передних колеса. Если авто хоть как-то слушается водителя и остается на курсе, но «баранка» рвется из рук, можно жестко зафиксировать ее, сдвинувшись вперед и навалившись тяжестью тела.

Пользоваться тормозами нужно с осторожностью, поскольку неконтролируемые передние колеса могут при этом резко повернуться в сторону, что чревато переворачиванием. Но если скорость не выше 20 – 30 км/ч и в непосредственной близости слева и справа нет других машин, можно уверенно давить на тормоз: автомобиль остановится через несколько метров, и занос не успеет развиться.

Если скорость выше, перед интенсивным торможением нужно замедлиться, тормозя двигателем, – одновременно с попытками скорректировать курс рулем. Когда скорость достаточно снизится, можно будет воспользоваться тормозами, уверенно надавив на педаль.

 Причины отказа рулевого управления

 Комментарий эксперта 

Константин Скипор
Генеральный директор Автоакадемии водительского мастерства

При возникновении проблем с рулевым управлением главное – не растеряться и действовать с первого мгновения. Основная задача водителя – без промедления остановиться, по возможности оставаясь в своем ряду. Как правило, поломка рулевого управления сопровождается уводом автомобиля от заданной траектории движения. В выигрыше окажется тот, кто приучил себя удерживать руль двумя руками – чтобы сохранить нужное направление движения, потребуется значительно большее усилие на руле. Если поблизости нет других машин и прочих препятствий, замедляться нужно с минимальной интенсивностью, используя торможение двигателем. Пользоваться тормозной системой следует очень аккуратно, особенно на автомобилях без ABS – даже несильное нажатие на педаль тормоза может спровоцировать потерю управляемости.

 Пан или пропал

Новичок, потерявший управление, скорее всего испугается и затормозит «в пол». Как ни странно, такой «прием» может дать и положительный эффект – но только если колеса заблокируются. В этом случае автомобиль заскользит прямолинейно независимо от того, куда «смотрят» оба передних колеса – вплоть до полной остановки. Однако рекомендовать действовать так намеренно нельзя, поскольку не исключается и противоположный эффект – машина может развернуться из-за того, что колеса «разбегаются» в стороны, и опрокинуться. Тем более что торможение «на юз» возможно только если автомобиль не оснащен антиблокировочной системой тормозов ABS.

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка