Даже если автомобиль абсолютно исправен, это не значит, что завтра одна из самых уязвимых частей, в числе которых и рулевое управление, внезапно не выйдет из строя. Как вести себя, если машина вдруг стала непослушной?
Даже если автомобиль абсолютно исправен, это не значит, что завтра одна из самых уязвимых частей, в числе которых и рулевое управление, внезапно не выйдет из строя. Как вести себя, если машина вдруг стала непослушной?
Даже если автомобиль абсолютно исправен, это не значит, что завтра одна из самых уязвимых частей, в числе которых и рулевое управление, внезапно не выйдет из строя. Как вести себя, если машина вдруг стала непослушной? |
Подсказки
Как правило, аварийной поломке узлов рулевого управления предшествуют определенные симптомы. Предвестником скорых неприятностей может стать изменившееся положение рулевого колеса при движении прямо, внезапно увеличившийся люфт руля и связанное с ним рыскание автомобиля по курсу, особенно если это сопровождается стуком со стороны «передка». Вдруг полегчавшая или потяжелевшая «баранка», щелчки и заедания при ее вращении, увод авто в сторону также просигнализируют о серьезной неисправности. В таком случае нужно немедленно остановиться и вызвать техпомощь. Если нет такой возможности, придется самостоятельно убедиться в работоспособности рулевого управления – визуально и вращая руль от упора до упора. А затем – двигаться к ближайшей мастерской своим ходом или искать эвакуатор.
Есть чему ломаться
Аварийные разрушения крупных деталей – рычагов, рулевых тяг – сегодня практически не встречаются. Более вероятны внезапные отказы относительно сложных узлов. Шарниры тяг и рычагов некоторых типов (например, на «Москвичах», «Запорожцах») могут частично разобраться, что приводит к появлению чрезмерно большого люфта, затрудняющего, но не блокирующего управление. Конусный палец шарнира из-за неправильной сборки может «потерять» крепящую его гайку и выпасть из своего гнезда в рычаге – углы установки передних колес нарушатся, но, скорее всего, одно из них останется управляемым.
Наиболее опасна поломка рулевого редуктора – в нем иногда крошатся зубья шестерен, из-за чего он заклинивает или перестает передавать вращение рулевого вала на управляемые колеса. Сочленения рулевого вала (обычно это карданные шарниры) теоретически могут разрушиться, кроме того, в них попадают посторонние предметы, ограничивая угол поворота рулевого колеса. Независимо от причины, заклинившая «баранка» – это наиболее опасная неисправность.
Усилители рулевого управления, которыми оснащаются многие современные машины, теоретически уменьшают надежность системы в целом, но в случае их поломки обычно не бывает катастрофических последствий. При их отказе автомобиль начинает тянуть в сторону или возрастает усилие на руле. Наконец, само рулевое колесо может банально отвалиться – обычно из-за плохого крепления после демонтажа.
Если это случилось
Первое, что нужно сделать, почувствовав, что с управлением неладно, – сбросить газ. И следует быть готовым к тому, что машину тут же поведет в сторону. Руль отпускать нельзя – надо пытаться корректировать им направление, ведь далеко не всегда непослушными становятся оба передних колеса. Если авто хоть как-то слушается водителя и остается на курсе, но «баранка» рвется из рук, можно жестко зафиксировать ее, сдвинувшись вперед и навалившись тяжестью тела.
Пользоваться тормозами нужно с осторожностью, поскольку неконтролируемые передние колеса могут при этом резко повернуться в сторону, что чревато переворачиванием. Но если скорость не выше 20 – 30 км/ч и в непосредственной близости слева и справа нет других машин, можно уверенно давить на тормоз: автомобиль остановится через несколько метров, и занос не успеет развиться.
Если скорость выше, перед интенсивным торможением нужно замедлиться, тормозя двигателем, – одновременно с попытками скорректировать курс рулем. Когда скорость достаточно снизится, можно будет воспользоваться тормозами, уверенно надавив на педаль.
Причины отказа рулевого управления | |
| |
|
Пан или пропал | |
| |