Как бороться с укачиваниемАвтомобиль – не корабль, но все-таки иногда укачивает и его пассажиров. Чем это вызвано и как с этим бороться?
Как бороться с укачиваниемАвтомобиль – не корабль, но все-таки иногда укачивает и его пассажиров. Чем это вызвано и как с этим бороться?
Автомобиль – не корабль, но все-таки иногда укачивает и его пассажиров. Чем это вызвано и как с этим бороться? |
Напряжение против укачивания
Из курса анатомии известно, что за укачивание несет «ответственность» мозг. Перенастроить его на езду в автомобиле сложно, но обмануть по силам каждому. Идея «надувательства» проста, как все гениальное, – если заставить мозг решать другую задачу, он отвлечется и не будет генерировать симптомы укачивания.
Подтверждает эту теорию и тот факт, что человека, управляющего автомобилем, не тошнит никогда. В то же время многие даже опытные водители не любят ездить в качестве пассажиров. Они могут аргументировать это тем, что им некомфортно в этой роли или трудно приспособиться к манере вождения другого шофера, но обычно секрет прост – их укачивает. В медицинской литературе описаны даже случаи воздушной болезни у летчиков-профессионалов, оказавшихся в роли пассажиров. Между тем, известно, что страдающие от «морской болезни» люди забывали о своих проблемах в ситуациях, когда транспортному средству угрожала опасность либо им поручалась ответственная работа. Более того, люди с нарушениями вестибулярного аппарата, у которых симптомы укачивания возникают просто при ходьбе или изменении положения тела, перестают ощущать тошноту и головокружение, если начинают заниматься важным для них делом.
Например, при наличии у кого-то из пассажиров водительских удостоверений можно поручить им «порулить» хоть пару километров. Если же пассажиры водить машину не умеют, их стоит занять чтением карты, отслеживанием дорожных знаков. Приготовлением бутербродов, в конце концов!
Детей, неважно переносящих дорогу, можно занять сборкой конструктора или раскрашиванием картинок. Не страшно, если результат художественного и технического творчества «цветов жизни» оставит желать лучшего, а по салону будут рассыпаны карандаши, детали конструктора и т. д. Зато есть надежда, что малыша не будет тошнить.
С укачиванием помогает бороться и исполнение любимых песен, чтение стихов, «травля» анекдотов или интеллектуальные игры (например, «в города»). Эти несложные действия заставляют напрягать память и «забывать» о неприятных симптомах.
Кстати, дисплеи, подключенные к TV-тюнеру, игровой приставке или DVD-плееру, помогут не только развлечь пассажиров, но и предупредить укачивание. Главное, чтобы фильм был интересным!
Дополним аптечку
Помогают бороться с укачиванием и вкусовые ощущения. Так, положенный в рот кусочек лимона или кристаллик соли вызывает активное слюноотделение, ликвидируя неприятные симптомы «морской болезни». Дело опять-таки в сигналах, поступающих в мозг: организм считает, что слюна выделяется в ответ на раздражение вкусовых рецепторов, а вовсе не потому, что возбуждена «вестибулярная диспетчерская». К тому же, совершая глотательные движения, мы невольно меняем давление в среднем ухе, а оно, в свою очередь, влияет на состояние уха внутреннего. Для изменения давления в ухе в самолетах пассажирам иногда предлагают кисленькие леденцы – например, карамель «Взлетную». Так что в машине имеет смысл держать пакетик самых кислых сосательных конфет, которые только найдутся в магазинах. Кстати, подобным образом действуют и ментоловые леденцы, таблетки и пастилки. К тому же они еще оказывают успокаивающее влияние на центральную нервную систему, обладая также умеренным рефлекторным сосудорасширяющим действием. В крайнем случае, для борьбы с укачиванием подойдет валидол, который должен быть в любой автомобильной аптечке.
Если же симптомы «морской болезни» выражены настолько сильно, что пассажир просто боится садиться в машину, можно воспользоваться специальными медикаментозными средствами. Так, для профилактики укачивания назначают циннаризин по 1 таблетке (25 мг) за 30 минут до поездки; при необходимости препарат принимают повторно через 6 – 8 часов.
Кто в ответе? | |
| |