«ЗАЗ» будет выпускать только «Ланосы»
Крупнейший украинский автозавод «ЗАЗ» объявил о том, что снимает с конвейера ряд моделей и теперь будет специализироваться только на «Ланосах». Подробно об этом событии в эксклюзивном интервью «Автоцентру» рассказал вице-президент корпорации «УкрАвто» Олег Папашев.
Крупнейший украинский автозавод «ЗАЗ» объявил о том, что снимает с конвейера ряд моделей и теперь будет специализироваться только на «Ланосах». Подробно об этом событии в эксклюзивном интервью «Автоцентру» рассказал вице-президент корпорации «УкрАвто» Олег Папашев.
«Автоцентр»: Когда производство «Ланосов» окончательно переведут c польского FSO на украинский «ЗАЗ»?
Олег Папашев: В октябре 2008-го прекратят выпуск «Ланоса» в Польше. Автомобиль будет производиться только в Украине. Соответственно, в следующем году для этого нам понадобятся повышенные мощности. Запорожский автозавод рассчитан на изготовление 150 тысяч машин в год. Согласно планам корпорации «УкрАвто» для наполнения украинского и российского рынков «Ланосами» их необходимо выпускать 120 тысяч экземпляров в год. Остальные мощности в 30 тысяч единиц будут заняты производством вазовских «девяток».
«АЦ»: То есть производство автомобилей Opel Astra, «Таврия-пикап», «Славута» и ВАЗ-2107 будет прекращено?
О. П.: Да, в течение 2009 года мы станем постепенно снимать эти модели с производства. Но конкретные сроки будут зависеть от спроса и, соответственно, заказов на них дистрибьюторской компанией. Вазовскую «семерку» мы уже не выпускаем. Все оборудование демонтировано и передано в Черкассы. Opel Astra Classic еще производят в польской Гливице, но уже стоит вопрос о ее замене более современной Astra H. Соответственно, ее судьба в Украине будет зависить от решения Adam Opel AG.
«АЦ»: Сохраняется ли крупноузловая сборка Opel, Chery, Chevrolet и др. в Ильичевске и Запорожье после снижения пошлины с 25 до 10% на ввоз готовых авто?
О. П.: Как и раньше, здесь собирается практически вся линейка моделей. Правда, экономической выгоды уже нет, поэтому SKD-сборка будет постепенно уменьшаться. Сегодня отдел логистики корпорации «УкрАвто» работает над оптимальными схемами перевозки машин. И если логисты скажут, что выгоднее возить готовые автомобили, – так и сделаем.
«АЦ»: Тогда Ильичевский завод остановится?
О. П.: Отнюдь. Он производит различные компоненты для сборки машин, а также грузовики ТАТА и автобусы I-Van. Кроме того, предприятие является крупнейшим логистическим центром – здесь обрабатываются импортные грузы для корпорации. Так что без работы завод не останется.
«АЦ»: Вернемся к «Ланосу». С каким кузовом и под каким брендом он будет выпускаться в Запорожье?
О. П.: Первая версия «Ланоса» с индексом Т-100 отличается от второй (Т-150) незначительно – оформлением салона и задней части кузова. У нас есть возможность производить обе версии, но мы скорее всего остановимся на Т-150. Кроме того, в 2009 году наладим выпуск пятидверного хэтчбека. На российский рынок и дальше будем поставлять «Ланос» под брендом Chevrolet. Остальные машины будут сходить с конвейера под собственным брендом ЗАЗ.
«У нас есть разработки по обновлению «Ланоса», но вкладывать деньги в его модернизацию нерентабельно.»
«АЦ»: А какими силовыми агрегатами они будут оснащаться?
О. П.: Самый распространенный мотор для «Ланоса» – 1,5-литровый. Он производится на румынском заводе, который недавно купил концерн Ford. Но у нас есть договоренность с новым владельцем о продолжении поставок этого агрегата. Кроме того, в Корее разработан модернизированный вариант этого двигателя, отвечающий самым строгим европейским экологическим нормам. В производственной программе «ЗАЗа» сохраняются модели с мелитопольскими моторами 1,3 и 1,4 л. Правда, спрос на них в Украине снижается, и дилеры все меньше заказывают такие модификации.
«АЦ»: На Столичном авто-шоу мы видели «Ланос» с китайским двигателем. Что представляет собой этот проект?
О. П.: Со следующего года мы хотим попробовать ставить на «Ланосы» двигатели китайского производства. Мотор МЕМЗ, на базе которого сделаны агрегаты 1,3 и 1,4 л, сконструирован в конце 70-х. Заниматься его дальнейшей модернизацией бесперспективно, лучше перейти на принципиально новый тип. По финансовым причинам мы не сможем самостоятельно разработать новый силовой агрегат и запустить в производство. Поэтому позаимствуем его у партнера. В Китае выпускают современные двигатели и коробки передач Chery. Технические характеристики их превосходны. И если эти моторы грамотно адаптировать к нашему автомобилю, мы сможем получить прекрасные показатели работы. Китайцы абсолютно не возражают и даже заинтересованы в том, чтобы они прижились в Украине не только в качестве готового продукта, но и в качестве компонентной основы. Например, чтобы на базе этого двигателя мы продолжили или модернизировали производство мелитопольского завода. Если у нас все получится, то мы пойдем по пути крупноузловой сборки мотора, постепенно заменяя компоненты местными локальными узлами и деталями.
«АЦ»: «Ланос» выпускается уже десять лет, то есть, по нынешним меркам, он уже устарел. У «ЗАЗа» есть планы его модернизации или замены?
О. П.: «Ланос» сегодня – лидер рынка благодаря тому, что он занимает нишу самых недорогих легковушек, в которой присутствуют еще только российские модели. Любая новая или модернизированная модель будет дороже нынешнего «Ланоса», то есть может потерять своего покупателя. Исходя из этого, мы стоим перед дилеммой: продолжать выпускать «Ланос-классик» или обновлять автомобиль. Цель модернизации – расширить круг покупателей, дать другие потребительские качества, преимущества. Но реалии таковы, что разрабатывать и создавать новые детали в Украине невыгодно – дешевле купить готовые. У нас есть разработки по обновлению «Ланоса», есть договора с поставщиками, нет только экономического смысла это делать.