Запорожцы не сдаются
На этот раз заседание Клуба автомобильных журналистов Украины было выездным. Представители СМИ посетили 2 июня Запорожский автомобилестроительный завод, чтобы на месте выяснить, как обстоят дела в нынешних непростых условиях.
На этот раз заседание Клуба автомобильных журналистов Украины было выездным. Представители СМИ посетили 2 июня Запорожский автомобилестроительный завод, чтобы на месте выяснить, как обстоят дела в нынешних непростых условиях.
Напомним, что ЗАО «ЗАЗ», которое входит в группу компаний «УкрАвто», – единственное в Украине предприятие, где имеется полный цикл производства легковых, а также легких коммерческих автомобилей. Иными словами, здесь производят штамповку и сварку, окраску и оборудование кузова и, наконец, сборку. Особо отметим, что проведенные работы по локализации автомобиля Lanos обеспечили ее уровень выше 50%, а это позволяет беспошлинный экспорт в Россию.
Тот, кто побывал на ЗАО «ЗАЗ» год-полтора назад, сегодня может не узнать многие цеха предприятия. Здесь произведена коренная модернизация – установлено оборудование ведущих мировых фирм. Только в 2008 году на это было выделено порядка 600 млн. грн.
Сегодня Запорожскому автомобилестроительному заводу по плечу полномасштабное производство 165 тыс. автомобилей в год. Однако в условиях нынешнего кризиса производственные мощности используются только на 40% – завод работает в одну смену.
Что же нужно предпринять для улучшения ситуации? Этому был посвящен «круглый стол», на котором журналисты общались с руководителями ЗАО «ЗАЗ» и представителями многочисленных смежников. Работу автозавода обеспечивают 1383 предприятия-поставщика, в том числе 1120 украинских. Количество же субпоставщиков превышает 10 тыс. Так что финансовое благополучие ЗАО «ЗАЗ» – это благополучие значительного сектора украинской экономики.
Сегодня правительства многих государств используют широкий набор антикризисных мер для выживания национального автопрома. На это выделяются миллионы долларов. Увы, Кабмин Украины не имеет средств для такой поддержки, и потому, как считают на «ЗАЗе», основной эффективной мерой может быть только тарифное регулирование. Предлагается продлить действие 13% надбавки к ввозной пошлине на автомобили хотя бы до марта 2010 года. Конечно, это вынужденное решение, и оно достаточно больно ударит по автомобильным импортерам.
Интересно, как же поступит в этой ситуации Кабмин, оказавшись между молотом и наковальней – интересами двух экономических групп? Решение должно быть взвешенное и мудрое, ибо нужно учесть интересы еще одной очень важной группы – потребителей.