В 2012 году литр бензина А95 может подорожать почти в 1,5 раза - до 14 гривен за литр, прогнозирует директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
«Все будет зависеть от решений государства, в частности, от того, какими будут налоги, которые составляют 30% от стоимости топлива, – рассказал «Сегодня» Куюн. – Мининфраструктуры (МИУ) предлагает повысить акциз на отдельные марки дизтоплива в 23 раза (до 110 евро/тонну), а на бензин на 10% (почти до 200 евро/тонну). В итоге дизтопливо подорожает на 6070 копеек/литр, бензин на 1020 копеек (ныне средние цены на А95 10,30 грн./литр, на ДТ – 9,65)». Второй фактор введение пошлины на импортный бензин. Если решение примут в декабре, то с января к цене бензина можно будет добавить 1,3 грн./литр, к цене ДТ – 80 копеек/литр, уверен Куюн.
Учитывая, что импортное топливо и нефть закупаются за доллары, а валюта также может подорожать (финансовые эксперты Александр Жолудь и Николай Ивченко прогнозируют в 2012-м курс 8,208,25 грн./доллар), подсчеты «А-95» показывают, что цена литра ДТ превысит 13 гривен, А-95 уйдет выше 14 гривен, что станет неподъемным для большинства украинцев.
«Прогнозировать на год вперед сложно, ведь рынок Украины зависим как от внутренних, так и от внешних поставщиков, – возражает аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. – Сейчас есть предпосылки для снижения цен на нефть, после того как стабилизировалась ситуация в Ливии. Да, ряд депутатов предложили в связи с инфляцией проиндексировать акциз на бензин на 10% – со 180 до 198 долларов за тонну, но неизвестно, примет ли Рада такое решение. Поэтому пока мы исходим из существующих реалий: цена бензина в январе-феврале должна остаться на нынешнем уровне, а как будет дальше, сказать сложно».
В пресс-службе МИУ нам уточнили, что министерство поддерживает повышение акцизов на топливо, ведь эти деньги должны пойти на строительство и ремонт дорог, как и планировалось, когда отменяли транспортный сбор с автовладельцев и взамен увеличили акциз на бензин. Но мера эта вынужденная. «Ныне на строительство и реконструкцию дорог выделяется недостаточно средств, половина акциза разворовывается либо недоплачивается (трейдерами), работы тормозятся из-за контрабанды топлива (с которого не платят акциз). Будет контрабанда – не на что будет строить дороги», – говорит глава МИУ Борис Колесников.