Недавно в Украине был принят закон, касающийся утилизации авто. Это еще один важный шаг к евроинтеграции.
Недавно в Украине был принят закон, касающийся утилизации авто. Это еще один важный шаг к евроинтеграции.
Недавно в Украине был принят закон, касающийся утилизации авто. Это еще один важный шаг к евроинтеграции, хотя многие его пункты вызвали горячие дискуссии среди автопроизводителей и импортеров. Мы попытались разобраться, как c этим обстоит дело в странах Европы, где ежегодно утилизируется около 35 млн. авто.
За последние несколько десятилетий в большинстве промышленно развитых стран были организованы системы сбора и вторичной переработки отслуживших машин и изношенных автомобильных деталей (autorecycling – авторециклинг).
Процесс утилизации авто проходит в несколько этапов
Слив техжидкостей
Разборка
Прессовка кузова
Дальше металл отправляется на переплавку
Индивидуальный подход
За последние годы было принято множество постановлений и директив ЕС, национальных законов европейских стран, устанавливающих нормативы и требования по организации системы авторециклинга и обеспечения утилизации авто, автомобильных компонентов и материалов. Многие положения носят унифицированный характер, обязательный для всех государств Евросоюза, вместе с тем, отдельные моменты по организации и финансированию авторециклинга могут отличаться.
Украинские реалии
Сегодня еще рано говорить о полностью сформированной экологической политике в Украине в части утилизации авто, снятого с эксплуатации. Естественно, что предложенные ставки экологического налога в нашей стране будут уменьшаться по мере создания и загрузки утилизационных сетей. Также этот сбор должен выполнять роль основного источника формирования фонда выплат утилизационных бонусов автовладельцам, которые с большей охотой и выгодой будут менять старый автомобиль на новый, и эффективного барьера на пути ввоза в страну автотранспорта, бывшего в употреблении.
Утилизация авто: особенности ЕС…
Германия
Кроме законодательного обязательства приема и утилизации старых авто на бесплатной основе для конечного потребителя, в Германии принят закон, согласно которому выполняются требования относительно комплектации авто с 1 января 2006 г. на 85%, а с 1 января 2015 г. – на 95% из материалов, поддающихся вторичному использованию.
Франция
В соответствии с декретом правительства, а также положением Кодекса Франции про окружающую среду, в стране создана сеть специализированных центров по утилизации авто из расчета 7 центров на 1,5 млн. населения. Она обеспечивается информационной, технологической и в некоторых случаях финансовой поддержкой со стороны автопроизводителей. Каждый владелец авто, пришедшего в негодность, обязан передать его на утилизацию в сертифицированный центр. В противном случае законодательством предусмотрен штраф в размере 75 тыс. евро и 2 года заключения. Такое же наказание предусмотрено за проведение утилизации авто в неразрешенных местах и организациями, не имеющими на это права.
Швейцария
В Швейцарии создан специальный Фонд-предприятие под названием Auto Recycling Suisse, который уполномочен осуществлять утилизацию автомобилей, непригодных для использования.
Польша
С 1 января 2006 года в Польше действует налог на утилизацию в размере 500 злотых за каждое ТС, ввезенное на территорию страны. Указанные средства идут на счет Национального фонда охраны окружающей среды и водного хозяйства.
Норвегия
В Норвегии покупатель транспортного средства обязан заплатить одноразовый сбор в размере 2000 норвежских крон (примерно $350). Эта сумма возвращается владельцу ТС при передаче его на утилизацию.
Австрия
Утилизация авто в австрийском законодательстве имеет несколько категорий экологических налогов: на грузовики – ставка налога зависит от полной массы машины (от 1,55 до 1,90 евро за каждую тонну в месяц), налогообложению по шкале полной массы подлежат также грузовые прицепы, на нормативное использование топлива – оплачивается одноразово в момент покупки нового авто, страховой налог на моторизованные ТС полной массой до 3,5 тонны (годовые ставки налога в зависимости от мощности мотора составляют от 66 до 943,80 евро).
Бельгия
В Бельгии владельцы легковых машин платят дорожный налог по следующей формуле: 799 см³ – 84 евро/год, 800–2499 см³ – 148 евро/год и от 2500 см³ – 208 евро/год. Утилизационный сбор для автомобилей закладывается в дорожный налог. Утилизация автомобиля осуществляется в специализированном пункте – государственном или частном, который имеет государственную лицензию.
Нидерланды
В Нидерландах удалось сформировать наиболее удачную и эффективную систему утилизации авто, позволившую решить практически все проблемные вопросы, связанные с утилизацией отслуживших автомобилей. Средний коэффициент вторичной переработки машин в этой стране 96,2% – самый высокий в мире. При первой постановке на учет каждого нового авто платится утилизационный сбор в размере 45 евро. Распорядителем полученных в виде утилизационного сбора средств является Центр экспертизы и утилизации ARN, который объединяет почти 300 специализированных центров по всей стране.
Эстония
В Эстонии пока отсутствует экологический налог на утилизацию снятых с эксплуатации авто, а есть только Закон про налог на грузовые машины.
… и в Украине
У нас базовая ставка сбора для легковушек составит 5,5 тыс. грн., а для грузовых машин, автобусов и спецтехники – 11 тыс. грн. Итоговая сумма утилизационного сбора будет зависеть от специального коэффициента, который определяется объемом двигателя и возрастом ввозимого авто. Для новых легковых автомобилей сумма сбора будет колебаться от 4,73 до 30,2 тыс. грн., а для машин старше трех лет – от 29,1 до 192,5 тыс. грн. Для новых грузовиков, автобусов и спецтехники она составит от 19 до 110,2 тыс. грн., а для подержанных – от 33,4 до 448,4 тыс. грн.