Утилизационный сбор на авто в России может стать символическим
Между тем, Минпромторг России предлагает сделать символическим размер утилизационного сбора на авто при импорте автомобилей физическими лицами. Сбор нужен для компенсации снижения пошлин на машины после вступления в ВТО. А уменьшать их для частников Россия, как оказалось, не обещала. Как пишет газета «Ведомости», базовая ставка утилизационного сбора для легковых автомобилей предлагается в размере 20 тысяч рублей. В зависимости от объема двигателя и возраста автомобиля (новый или старше трех лет) ставка будет умножаться на повышающий коэффициент. Минимальный – 1,34 (26800 рублей) – будет для новых и подержанных электромобилей, а также новых автомобилей с объемом двигателя не более 2 л. Для таких же, но подержанных машин коэффициент вырастет до 8,26, а размер сбора – до 165200 рублей. Максимальный коэффициент для новых машин – 5,5 (110000 рублей). Его предлагается установить для автомобилей с объемом двигателя более 3,5 л. Для таких же подержанных авто коэффициент возрастает до 35,01 (700200 рублей).
При этом для физлиц коэффициенты предлагают сделать, наоборот, понижающими. Для новых автомобилей – 0,15, для машин старше трех лет – 0,25. Получается, утилизационный сбор для частников составит 3000-5000 рублей. По словам участников рынка, это будет способствовать росту ввоза подержанных автомобилей, и активизирует серый импорт. Соответственно, государство может не получить нужного эффекта от борьбы с автохламом, считают эксперты.
Утилизационный сбор на авто чиновники придумали, чтобы компенсировать снижение импортных пошлин после вступления в ВТО. В первый же год должны быть отменены «кризисные» пошлины, введенные в конце 2008 года. Ставки на импорт новых легковушек снизятся с 30 до 25%, а грузовиков и автобусов – с 25 до 10-15%. Затем в течение семи лет пошлины на легковые машины опустятся до 15%, а на грузовики и автобусы – до 10%.
Но все эти обязательства касаются только пошлин для юрлиц, указывает замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов. Ставки платежей для физлиц после вступления России в ВТО не изменятся, поэтому-то вводить для них высокий утилизационный сбор на авто и не предполагается, добавляет он. С 2011 года при ввозе автомобиля в пределы Таможенного союза физлица уплачивают только единый таможенный сбор (объединяет пошлину, НДС и акциз), ставки которого зависят от возраста автомобиля и объема двигателя. При этом пошлины на ввоз автомобилей старше семи лет являются запретительными.
Сейчас, по оценкам агентства «Автостат», в Россию ежегодно завозится частниками 100-150 тысяч автомобилей – в основном подержанных. Серый импорт в Россию оценивается в несколько тысяч автомобилей в год.