Украинский и российский рынок иномарок: анализ и прогноз важнейших тенденций
Ноябрь 2013. Общий анализ ситуации на автомобильном рынке
Объем продаж на российском рынке в сентябре вышел из отрицательной зоны, опередив сентябрь 2013 г. В октябре произошло небольшое отступление, как и в октябре 2012 г.
Рис. 1. Объемы продаж новых иномарок в 2010- 2013 гг. в РФ по месяцам
Здесь же отметим, что отечественные марки падают гораздо сильнее, чем иномарки. Так, в октябре снижение продаж иномарок в сравнении с сентябрем составило всего 1,6%, а вот отечественных – 25%. В совокупности это дало результат -8%, что обеспечило негативный информационный фон.
Картина по итогам 10 месяцев 2013 г. представлена на следующей диаграмме.
Рис. 2. Динамика продаж иностранных и отечественных брендов, январь-октябрь 2013 г.
На автомобильном рынке Украины после августовского ажиотажа (в связи с утилизационным сбором) произошло резкое падение в сентябре. В октябре объемы продаж несколько выросли, так как рынок стал адаптироваться к новым условиям. Вместе с тем ноябрь и декабрь будут невыразительными по объемам продаж, и обычного сезонного прироста не произойдет.
Рис. 3. Объемы продаж новых иномарок в 2010- 2013 гг. в Украине по месяцам
Дополним данный анализ индикатором девальвации украинской гривны (золотовалютные резервы в сопоставлении с денежной базой).
Падение резервов началось еще в середине 2011 г., когда они составляли 37,6 млрд. долл., то есть эквивалент полугодового импорта. В 2012 году было потеряно 7,3 млрд. долл. За январь-октябрь 2013 г. ЗВР сократились еще почти на 4 млрд. долл. и составили 20,6 млрд. долл. (это трехмесячный объем импорта).
Отметим, что на 2013 пришелся пик выплат Украины по кредиту МВФ (5,61 млрд. долл., то есть 23% от объема ЗВР, имевшегося на 1 января). 2014 год будет немного легче (3,66 млрд. долл.).
Рис. 4. Соотношение золотовалютных резервов НБУ и денежной базы в гривнах по курсу НБУ (уровень ниже 100% означает риск девальвации)
Денежно-кредитная политика Нацбанка Украины в 2013 году была в целом ограничительной (иначе удержать курс и цены не удалось бы), но, тем не менее, с начала года она выросла на 11%.
Риски девальвации, безусловно, существуют. В ближайшие месяцы ситуацию можно контролировать за счет своих ресурсов, но в течение 2014 года, как мы уже говорили выше, необходимо получить внешнюю поддержку – или с Запада, или с Востока.
Анализ итогов развития автомобильного рынка за январь-октябрь 2013 года
Общие итоги 10 месяцев 2013 по трем странам
Покажем общие итоги продаж новых иномарок (включая местную сборку) в России за январь-октябрь 2013 года относительно аналогичного периода 2006-2012 гг. (общая динамика, тыс. автомобилей).
Рис. 5. Объемы продаж новых иномарок за 10 мес. 2006- 2013 гг. в РФ, тыс. шт.
За 10 месяцев 2013 года рынок упал на 3,3% по сравнению с прошлым годом. А о его падении по составляющим мы говорили выше.
Рынок Украины показал падение продаж к прошлому году в 2,7%.
Рис. 6. Объемы продаж новых иномарок за 10 мес. 2006- 2013 гг. в Украине, тыс. шт.
Поквартальные темпы прироста российского рынка в 2010-2013 гг. представлены ниже.
Рис. 7 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в РФ по отношению к соответствующему периоду предыдущего года
Относительные темпы прироста в Украине:
Рис. 8 Темпы прироста объемов продаж новых иномарок в Украине по отношению к соответствующему периоду предыдущего года
Автомобильный рынок России за 10 месяцев 2013 года
Покажем ТОП-20 продаж новых иномарок в России в разрезе отдельных брендов по итогам 10 месяцев 2013 года (см. таблицу). Цветным фоном выделены марки Атлант-М в России.
Более половины участников рейтинга показали падение продаж. Наибольшее – у Daewoo, Peugeot, Chevrolet и Ford.
Но есть марки, которые растут. Среди них выделяются три основные группы:
– премиум-сегмент (Mercedes, BMW, Audi, Land Rover). Спрос на них достаточно устойчив, а обновление автомобилей происходит чаще, чем в массовом сегменте;
– корейские марки (Kia, Hyundai, SsangYong) – хорошее соотношение цена-качество, сборка в России;
– китайские (за пределами первой двадцатки) – Geely, Lifan, Great Wall, Chery – эффект низкой базы 2012 года, доступная цена.
Проиллюстрируем эту ситуацию графически:
Рис. 9. Изменение объемов продаж за 10 мес. 2013 г. по сравнению с 10 мес. 2012 г. в России по маркам
Сегмент премиальных марок в РФ показал прирост в 5%. Лидерскую позицию занимает Mercedes.
Автомобильный рынок Украины за 10 месяцев 2013 года
Покажем TOП-20 продаж новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов по итогам 10 месяцев 2013 г. по сравнению с тем же периодом 2012 года.
Из участников рейтинга ТОП-20 наибольший прирост показала Mazda (+66%), Geely (+29%).
Наибольший рост в рейтинге показали также Mazda и Geely. Наибольшее падение продаж у Daewoo.
Для большей наглядности на диаграмме ниже представлено, какие марки ТОП-20 показали наибольший прирост и падение продаж по итогам 10 месяцев 2013 года (марки Холдинга в Украине выделены желтым цветом).
Рис. 10. Изменение объемов продаж за 10 мес. 2013 г. по сравнению с 10 мес. 2012 г. в Украине по маркам
Сегмент премиальных автомобилей вырос на 4% по сравнению с 10 месяцами 2012г. Лидерскую позицию удерживает Mercedes.