Украинский бензин будет низким по качеству еще лет пять
При этом предпосылки к такому развитию событий достаточно серьезные – украинский бензин будет низким по качеству еще лет пять. Сегодня большая часть продавцов ориентирована на импортное топливо, так как украинские НПЗ не способны производить качественную продукцию. И такая картина, судя по всему, будет сохраняться вплоть до 2018 года. Во всяком случае, именно такой срок отведен свежим распоряжением правительства Украины (525-р от 01 августа 2012 года) на «обеспечение проведения мониторинга состояния выполнения работ по реконструкции и модернизации нефтеперерабатывающих заводов с целью увеличения глубины переработки нефти до 85—90% и производства нефтепродуктов с содержанием серы в соответствии с требованиями Директивы 1999/32/ЄС».
Один из вариантов развития событий, который еще два месяца назад озвучивал глава Министерства экономического развития и торговли Украины, Петр Порошенко, – пошлины на импортные нефтепродукты под предлогом поддержки и защиты отечественных нефтеперерабатывающих заводов. И этот вариант уже неоднократно подвергался критике со стороны игроков рынка. Очередную порцию негативных оценок такого решения собрали журналисты издания OilNews. Опрошенные ими эксперты в своих мнениях практически единодушны – введение пошлин будет означать не что иное, как монополизацию рынка, рост цен на нем и преференции для отдельных участников рынка.
Введение пошлин на импорт обязательно спровоцирует рост цены импортного бензина и дизельного топлива – при ставке на импорт бензинов в размере 130 евро за тонну и ДТ на уровне 80 евро за тонну, бензин подорожает примерно на 1,16 гривны за литр, цена на дизельное топливо поднимется на 82 копейки за литр. А вслед за ценами на импорт, уверена Елена Хиленко, директор компании «Параллель», «обязательно потянется и цена на топливо местного производства, и спекулятивная составляющая в его стоимости может вырасти…» Аналогичного мнения придерживается и директор группы компаний «КЛО» Игорь Чернявский: «Введение пошлин на импорт нефтепродуктов неизбежно приведет к монополизации рынка, что повлечет за собою стремительное повышение цен, рынок замкнется. Это невыгодно, в первую очередь, украинскому потребителю». Со своей стороны Александр Терещенко, директор ООО «Атан-Крым», добавляет к отрицательным прогнозам, кроме роста цен и на импортный, и на украинский бензин, еще и падение объемов реализации из-за низкой платежеспособности большинства потребителей.