Украинские производители автомобилей ЗАЗ и «Богдан» в октябре достигли минимальных продаж на российском авторынке за последние годы. Их реализация снизилась более чем в 1,5 раза, большее падение показали только маргинальные китайские бренды.
По данным Ассоциации Европейского Бизнеса, в прошлом месяце россияне купили всего 615 автомобилей ZAZ Chance и Vida – на 61% меньше, чем годом ранее. При этом в прошлом году на авторынке России продавалась всего одна модель – Chance. Реализация автомобилей «Богдан» на российском рынке в октябре упала на 71% и составила 309 единиц. Нынешнее снижение продаж украинских марок не связано с введением утилизационного сбора в России, ведь и ЗАЗ и «Богдан» успели создать запас автомобилей у российских дилеров еще до введения нового налога, отмечают эксперты. По их мнению, украинские производители автомобилей теряют позиции на российском рынке в связи со сменой дистрибьюторов. Так, с апреля дистрибьюцией продукции ZAZ в России стала заниматься дочерняя компания «ЗАЗАВТОРУС», а в августе российского дистрибьютора сменил «Богдан» – им стала компания «Технопроект».
Между тем, продолжает снижаться динамика продаж на российском авторынке в целом – в октябре он показал наименьший рост после кризиса. По данным АЕБ, в прошлом месяце россияне купили 253,7 тысяч легковых машин и LCV, что всего на 5% выше прошлогоднего показателя. С начала года автопродажи в России выросли на 13% до 2 млн. 441 тысячи автомобилей. Как отмечают эксперты, автомобильный рынок «сбавляет обороты» в связи с постепенным насыщением спроса после кризиса и удорожанием автокредитов. Впрочем, предновогодние акции и скидки должны подстегнуть продажи до конца года.
Показательно, что падение показывают, прежде всего, массовые бренды, такие как Hyundai, Ford и Daewoo. А вот спрос на премиальные автомобили в России по-прежнему высок – лидерами роста в октябре стали Audi, Lexus и BMW.
Безусловным лидером российского авторынка остается «АвтоВАЗ», который по итогам октября вышел «в плюс», реализовав 50 тысяч машин (+2%). Среди иномарок первенство удерживает Chevrolet с показателем 18,7 тысячи проданных авто (+24%). Самой продаваемой моделью в России второй месяц становится Lada Granta (14,2 тысячи авто), на рынке иномарок бестселлером остается Hyundai Solaris (9,9 тысячи машин, -4%). А главным событием октября стала смена лидера в самом быстрорастущем российском сегменте внедорожников – новый кроссовер Renault Duster разошелся тиражом 6,7 тысячи единиц, обогнав Lada 4×4 и Chevrolet Niva.