Эксперты «Консалтинговой группы А-95» считают, что продолжающееся давление Минэнергоугля на участников рынка нефтепродуктов с целью ограничения цен может привести к остановке АЗС и возникновению дефицита.
«Сегодня у нас перед глазами разворачивается топливный кризис, нарастает дефицит бензина в крупнейшей нефтедобывающей стране планеты – России, причиной которых стало административное регулирование цен на АЗС. Какие еще нужны примеры, чтобы понять недопустимость прессинга в этой отрасли?» – говорит директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
Что касается прогнозов на май, то сегодня закупочная стоимость бензина А-95 украинского производства составляет 9,70 грн./л, импортного – 9,90 грн./л. С учетом 5%-ной наценки, которая покрывает эксплуатационные и логистические расходы станций, стоимость на колонке без прибыли оператора будет составлять от 10,20 до 10,40 грн./л.
«Мы прогнозируем, что в мае цена будет на 10-20 коп./л выше, так как запас прочности даже крупных сетей за четыре месяца госрегулирования исчерпан, и бизнес нуждается хотя бы в минимальной прибыли в размере 1-2%», – прогнозируют эксперты «А-95». По их расчетам, аналогичный подход к прогнозированию цен на дизтопливо говорит о вероятности того, что по этой позиции цена может остаться в пределах 10 грн./л.
«В условиях сохраняющейся напряженности на мировых рынках энергоресурсов преодоление отметки в 10 грн./л, даже с учетом снижения акцизов, было абсолютно очевидным для всех, включая чиновников профильного министерства», – уверен С. Куюн.
Необходимо отметить, что на текущий момент крупнейшие украинские НПЗ «Укртатнафта» и «ЛИНИК» бензин А-95 оптом не предлагают. Кроме того, низкие объемы переработки на Лисичанском НПЗ в апреле говорят о срыве анонсированной программы поставок нефти «Нафтогазом Украины» для дальнейшей реализации потребителю «дешевых» нефтепродуктов отечественного производства.
«События на рынке Украины четко напоминают российский сценарий, когда на фоне госрегулирования в рознице нефтеперерабатывающие компании ограничили оптовые поставки топлива независимым операторам либо завышали цены для них, – говорит Сергей Куюн. – В Украине реализовать такой сценарий сложнее, так как рынок имеет альтернативу в виде импорта нефтепродуктов. Однако усиливающееся госрегулирование способно разрушить эту диверсифицированную систему снабжения Украины нефтепродуктами и создать почву для возникновения ситуаций, наблюдаемых сегодня в России».