ТОП-10 автомобилей, спасших компанию от краха
Многие автомобильные компании оказались на грани финансового краха и благодаря одной лишь модели смогли выжить и вернуть себе былую славу. Некоторые из этих автомобилей приобрели легендарный статус, а другие стали неотъемлемой частью автомобильной повседневности. Роль, которую эти машины сыграли в спасении своих производителей от банкротства, неизвестности или того и другого, нельзя недооценивать. Мы подобрали топ-10 знаковых моделей различных автопроизводителей, которые сыграли в истории компании очень важную роль…
Volkswagen Beetle (1948-2003)
Легендарная модель Beetle спасла компанию Volkswagen на заре ее существования. Завод, оказавшийся в зоне влияния американских и английских военных, был частично разрушен. Американские власти не выказали заинтересованности в восстановлении предприятия, однако, британские майор Айвен Херст был иного мнения по поводу судьбы завода. Он предложил работникам расчистить завалы и попытаться наладить производство автомобилей на основе довоенной модели, получившей название Volkswagen Type 1. В качестве гарантии он пообещал, что Британская армия приобретет 20 тысяч таких машин. И уже в марте 1949 года ежемесячное производство достигло отметки 1000 экземпляров. Директор предприятия Хайнц Нордхофф серьезно взялся за расширение торговой сети, а в 1955 году с конвейера завода в Вольфсбурге сошел уже миллионный Beetle.
Благодаря умелому руководству и инвестициям, полученным от продажи модели Beetle, компания Volkswagen достигла громадных успехов и сегодня занимает лидирующие позиции в мире. Всего было изготовлено 21 529 464 Beetles. Последний экземпляр сошел с конвейера завода Volkswagen в Мексике в 2003 году. В 2018 году концерн Volkswagen выпустил около 11 миллионов автомобилей в год.
Ford Custom (1948-1952)
После окончания Второй мировой войны компания Ford, как и ее конкуренты, лишилась крупных военных заказов. Необходимо было провести конверсию производства на выпуск гражданской продукции, и первоначально все автопроизводители вынуждены были вернуться к выпуску довоенных моделей. Внук основателя компании – Генри Форд II – возглавил компанию в 1945 году в возрасте 28 лет. Для выходя из кризиса он собрал команду из конструкторов и бизнес-аналитиков, которые занялись созданием совершенно новой модели, которая должна была увидеть свет в 1948 году. От разработки первых концептов до изготовления серийной модели прошло всего 19 месяцев. И Ford стал первым из «Большой тройки» американских автопроизводителей, кто представил публике совершенно новую послевоенную модель. Презентация Ford Custom состоялась в июне 1948 года и уже в первый день компания получила более 100 тысяч заказов от покупателей.
Автомобиль был представлен в нескольких вариантах кузова, в том числе купе. Клиенты могли выбирать между 3,7-литровой рядной «шестеркой» или 3,9-литровым V8. Модель получила независимую переднюю подвеску и новое рулевое управление. Ford Custom 1949 модельного года разошелся тиражом 1,12 миллиона экземпляров, а компания смогла получить прибыль в размере $177 миллионов – фантастическую сумму для того времени. Все это позволило существенно усилить позиции компании и выйти на фондовый рынок в 1956 году.
Mercedes 300SL (1954-1963)
У компании Daimler-Benz были совершенно другие проблемы, нежели у Ford. Большинство предприятий компании лежали в руинах после бомбардировок союзников по антигитлеровской коалиции. Производство гражданской продукции стартовало с самой массовой довоенной модели Mercedes-Benz 170V, но у руководства были планы вернуться на рынок люксовых и спортивных моделей для богатых и знаменитых. Для этого нужно было чудо, и оно свершилось в образе модели 300SL.
Благодаря активному и весьма успешному участию в автомобильных гонках выкристаллизовалась уникальная конструкция купе с необычными дверями типа «крыло чайки» и трубчатым каркасом, скрытому под легкими кузовными панелями. Кроме того, 300SL первым среди серийных легковых авто получил двигатель с системой впрыска топлива. Помимо купе в 1957 году компания наладила выпуск родстера. Среди покупателей Mercedes-Benz 300SL было много знаменитостей и известных людей, а сегодня цены на эту модель на аукционах достигают значительных величин.
Fiat 500 (1957-1975)
В послевоенной Италии долгое время единственным доступным видом транспорта были скутеры и мопеды. Ситуация изменилась, когда Данте Джакоза из компании Fiat создал компактный заднемоторный Fiat 500. Симпатичный 4-местный автомобиль был простым в обслуживании и ремонте, а 500-кубового 2-цилиндрового мотора вполне хватало, чтобы перемещаться по узким улицам итальянских городов.
Помимо базовой модели компания подготовила небольшой универсал Fiat 500 Giardiniera, коммерческий фургон Fiat 500 Furgoncino и также другие модификации. Автомобиль продержался на конвейере 18 лет. За это время было изготовлено около 3,9 миллионов «малышей» Fiat 500, многие из которых до сих пор на ходу.
BMW 700 (1959-1965)
Послевоенные модели BMW были рассчитаны преимущественно на состоятельных покупателей и даже появление в модельной гамме лицензионных BMW Isetta не могло позитивно повлиять на финансовые показатели. К середине 50-х годов компания из Мюнхена оказалась на грани финансового краха. Помимо желания акционеров спасти компанию, необходимо было предложить покупателям новую модель, которая позволила бы получить прибыль. И такой «палочкой-выручалочкой» стала модель BMW 700. Купе и седан модели 700 были презентованы публике на автосалоне во Франкфурте в 1959 году. После выставки компания получила 25 тысяч заказов на новинку. Стоит отметить, что новинка стала первым автомобилем марки с несущим кузовом типа «монокок».
Модель оснащалась оппозитным двухцилиндровым мотоциклетным мотором, который располагался сзади. Дизайн кузова принадлежит талантливому итальянскому дизайнеру Джованни Микелотти. Успех модели стал одной из причин, по которой в декабре того же года акционеры отказались от слияния с концерном Daimler-Benz и сохранили независимость бренда. Уже в апреле 1960 года компания выпускала в день 155 экземпляров BMW 700, а всего за пять лет было изготовлено 188 211 седанов, купе и кабриолетов этой модели. Прибыль, полученная от реализации BMW 700 была инвестирована в разработку нового успешного семейства BMW 1500.
Alfa Romeo Alfasud (1972-1983)
Спортивного вида модели с классической компоновкой занимали главенствующую роль в продукции марки Alfa Romeo, поэтому появление компактного и недорогого хэтчбека Alfasud с передним приводом стало настоящим событием для всех. Свое имя модель получила в честь нового завода компании в Неаполе, на юге (ит. sud) страны. Несмотря на проблемы с качеством сборки и возникновению коррозии, Alfasud быстро завоевал хорошую репутацию благодаря отличной управляемости и потенциалу 4-цилиндрового оппозитного мотора. Результатом стали успешные продажи модели.
За 11 лет конвейерной жизни своих покупателей нашли 893 719 хэтчбеков Alfasud и еще 121 434 купе Alfasud Sprint, выпускавшихся с 1976 по 1989 год. Это помогло компании справиться с финансовыми трудностями конца 70-х-начала 80-х годов. Правда, в 1986 году Alfa Romeo все-таки утратила свою независимость и вошла в состав концерна FIAT.
Land Rover Discovery (1989-1998)
Британский Land Rover долгое время ассоциировался с нишевыми моделями внедорожников для армии, фермеров и различных организаций. Даже появление люксовой модели Range Rover не могло существенно повилять на репутацию бренда. Но ситуация кардинальным образом изменилась, когда в 1989 году компания презентовала модель Discovery. Автомобиль получил оригинальный дизайн кузова с небольшими окошками в задней части крыши и просторным комфортабельным салоном. Популярности у покупателей способствовал широкий ассортимент силовых агрегатов, включавший как экономичные 4-цилиндровые моторы, так и «топовый» V8.
Первоначально автомобиль имел 3-дверный кузов (на фото), но уже спустя год после дебюта начались продажи 5-дверной версии. Благодаря модели Discovery компания смогла привлечь к марке внимание рядовых покупателей, которые приобретали новинку для повседневной эксплуатации и семейного отдыха. За 9 лет было реализовано 392 443 экземпляра модели первой генерации. Интересно, что 5-дверный Discovery продавался в Японии под названием Honda Crossroad.
Skoda Octavia (1996-2004)
После развала социалистического лагеря и революционных преобразований для автомобильных компаний в странах Восточной Европы остро возник вопрос выживания. Чешская компания Skoda не была исключением. В 1991 году было подписано соглашение о вхождении компании в состав концерна Volkswagen. Инвестиции и современные технологии немецких партнеров позволили не только модернизировать существующее производство, но и построить новые мощности для дальнейшего развития компании. Первым серьезным результатом этих преобразований стал появиление принципиально новой модели Skoda Octavia.
Новинка унаследовала платформу от популярного хэтчбека Volkswagen Golf 4-го поколения, но получила более просторный и вместительный кузов лифтбек. Привлекательный дизайн, надежная конструкция и скромная цена быстро привлекли внимание к модели далеко за пределами родной Чехии и сделали Octavia бестселлером марки, которым она является до сих пор, пережив уже несколько поколений.
Lotus Elise (1996-2001)
Основанная талантливым инженером и успешным автогонщиком Колином Чепменом, британская компания Lotus снискала славу производителя недорогих спортивных моделей. После нескольких маркетинговых просчетов компания оказалась в тяжелом финансовом положении. Но, к счастью, краха удалось избежать благодаря модели Lotus Elise, дебютировавшей в 1996 году. Трубчатым несущим каркасом и легкие кузовные панели позволили снизить вес двухместной модели до 731 кг, а низкий центр тяжести и идеальная развесовка обеспечили непревзойденную управляемость. 118-сильный мотор Rover K-серии гарантировал высокие скоростные и динамические показатели.
Успех не заставил себя ждать, а на базе новинки стали создаваться различные модификации, включая «заряженную» версию 340R. Модель Elise стала новым эталоном британского спортивного автомобиля и послужила основой для других моделей марки Lotus, а также базой для создания первого электрокара марки Tesla.
Bentley Continental GT (2003-2011)
До перехода Bentley под контроль концерна Volkswagen производство моделей британской марки редко превышало 1000 экземпляров в год. Подобная ситуация не могла устроить новых владельцев, поэтому в КБ в Крю закипела работа над новой моделью. И в 2003 году Bentley представила публике стильное купе Bentley Continental GT. Обтекаемый кузов, роскошный четырехместный салон и, конечно же, мощный 6-литровый W12 с двойным турбонаддувом, выдававший мощность 552 л.с. не могли не привлечь к новинке внимания состоятельной публики. Еще до официальной презентации модели компания получила 3200 заказов.
Стоит отметить, что Bentley Continental GT стал первым автомобилем марки, получившим полноприводную трансмиссию. Только за первый год производства компания продала 6896 Continental GT, а всего первое поколение разошлось по миру в количестве свыше 40 тысяч экземпляров, включая кабриолет GTC. Если бы не Continental GT, марка Bentley могла бы пополнить внушительный список британских брендов, сохранившихся только на страницах автомобильных энциклопедий.