7 апреля 2011 г. ВР Украины приняла ошибочное и поспешное решение временно на 3 месяца снизить ставку акцизного налога на бензины моторные и ДТ соответственно на EUR50 и 30/т, сохранив существующую ставку акциза на сжиженный газ в размере EUR 40/т.
Соответствующий законопроект поддержали 285 народных депутатов. Эксперты НТЦ «Психея» считают, что этот шаг не позволит стабилизировать цены на нефтепродукты, сократит бюджетные поступления, осложнит содержание автомобильных дорог и лишит автомобилистов Украины с доходами ниже среднего возможности перехода на более дешевые виды топлива.
Инициированное Минэнергоуглепрома и поддержанное на заседании правительства 6 апреля решение о снижении акцизов было принято без надлежащего обсуждения и подготовки необходимого обоснования. Это подтверждается тем, что на Web-странице Верховной Рады Украины отсутствуют текст Законопроекта №8355-д от 7.04.11 и сопроводительные документы к нему, а также решения профильного комитета и Главного научно-экспертного управления. О низком уровне подготовки законопроекта говорит, в частности, и тот факт, что он официально назван «Проектом Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно ставки акцизного налога на бензины и тяжелые дистилляторы)». (Для справки: дистиллятор – аппарат для испарения жидкости с последующим охлаждением и конденсацией паров.)
Заявления ряда СМИ о том, что снижение ставок акциза на бензин и дизельное топливо позволит снизить розничные цены на бензин на 40…60 коп./л, ошибочны. За последние две недели нефть марки Brent подорожала почти на 10% (с $113 до $124/барр.). При этом все прогнозы указывают на то, что рост цен на нее продолжится. Таким образом, сырье для украинских НПЗ, отечественные и импортируемые нефтепродукты подорожают, по меньшей мере, на EUR 52/т. Это не позволяет говорить о возможности не только снижения, но и стабилизации розничных цен на бензин и дизельное топливо в Украине.
Как заявил директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин: «Рост цен на нефть уже съел весь эффект от снижения акцизов». Сомнение в том, что «временное снижение ставок акцизного налога на нефтепродукты приведет к пропорциональному снижению цен на них», было высказано и Главным научно-экспертным управлением Aппарата Верховной Рады Украины, выводы которого были полностью проигнорированы Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета.
В пояснительной записке к принятому 7 апреля в целом проекту Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете на 2011 год» (регистр. №8354 от 06.04.11) утверждается, что уменьшение поступлений в Дорожный фонд в 2 результате снижения ставки акциза на бензины моторные и дизельное топливо составит более чем 1 млрд. грн.
Чтобы не допустить срыва дорожных работ, запланировано увеличить на ту же сумму поступления налога на добавленную стоимость с произведенных в Украине товаров (работ, услуг). Однако правительство не обосновало возможности увеличения более чем на 1 млрд. грн. бюджетных поступлений от НДС. Этот факт заставляет сомневаться, что расходы «Укравтодора» в 2011 г. будут профинансированы в полном объеме. На это, в частности, указывает дискуссия по данному вопросу, развернувшаяся 6 апреля на заседании Кабинета Министров между премьер-министром Украины Николаем Азаровым и вице-премьер-министром Борисом Колесниковым.
По словам заместителя директора НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева: «Сначала нас убеждали, что лишь транспортный сбор, включенный в акциз на бензин, способен спасти украинские дороги. Теперь говорят, что для финансирования «Укравтодора» достаточно увеличить поступления от налога на добавленную стоимость. Непоследовательность чиновников поражает».
При подготовке законопроектов, принятых Верховной Радой 7 апреля, также не было учтено, что снижение акциза на бензин и дизельное топливо при сохранении акциза на сжиженный газ в размере EUR 40/т ухудшит привлекательность газового топлива и усилит социальную напряженность в обществе.
Сокращение ценового соотношения между бензином марки А-95 и сжиженным газом с 1,7…1,8 до 1,6 не только сделает невозможным переход на газовое топливо автомобилистов с уровнем доходов ниже среднего, но и приведет к подорожанию транспортных услуг и ряда социальных товаров. Это объясняется тем, что из почти 800 тыс. автомобилей, работающих на сжиженном газе, около 70% являются бюджетными марками, которые используют, в частности, как такси. Еще около 25% приходится на микроавтобусы и грузовые фургоны, используемые в том числе для перевозки молока, хлеба и других социальных товаров. Лишь 5% транспортных средств, работающих на сжиженном газе, являются престижными иномарками.
Сохранение акциза на сжиженный газ при одновременном снижении акциза на бензин на EUR50/т, сохранении объемов потребления газового топлива на уровне 2010 г. (около 850 тыс. т) и курса 11 грн./евро дополнительно уменьшит поступления в государственный бюджет (в годовом исчислении):
– на 31 млн. грн. из-за сокращения объемов потребления сжиженного газа владельцами бюджетных марок автомобилей ориентировочно на 10% (около 70 тыс. т) после сокращения разрыва между розничными ценами на сжиженный газ и бензин моторный марки А-95 ориентировочно на 40 коп./л;
– на 48 млн. грн. в результате ожидаемого в 2011 г. увеличения экспортных поставок
сжиженного газа ориентировочно до 120 тыс. т;
– на 27 млн. грн. в результате переориентации части производимого в Украину сжиженного газа на технологические нужды нефте- и газоперерабатывающих предприятий, которые не будут проявлять заинтересованности в поставках этого топлива на внутренний рынок (ориентировочно до 62 тыс. т, или 8% от общих объемов производства);
– на 66 млн. грн. из-за вывода из-под налогообложения ориентировочно 150 тыс. т
сжиженного газа вследствие его неконтролируемого перетока из специализированных аукционов в коммерческий сегмент рынка.
Таким образом, размер бюджетных поступлений от сохранения акцизного налога на сжиженный газ в 2011 г. уменьшится на 202 млн. грн., то есть до 54% от запланированного Налоговым кодексом Украины.
В Минэнергоуглепроме утверждают, что, снизив налоговую нагрузку на 1 млрд. грн., правительство пошло навстречу трейдерам, и эти меры позволят всем участникам рынка придерживаться ценового коридора, устанавливаемого секретариатом отраслевой экспертно-аналитической группы.
Однако, по мнению экспертов НТЦ «Психея», установление таких «коридоров» привязывает розничные цены на нефтепродукты в Украине к спекулятивным мировым котировкам и представляет собой скрытое административное регулирование рынка с размытой ответственностью за ошибочное и необоснованное завышение или занижение стоимости топлива. Несовершенство такого механизма можно продемонстрировать на примере модели «ценовой пружины». В соответствии с ней «замораживание» цен для предотвращения объективного подорожания нефтепродуктов – не более чем накопление давления, грозящее более значительным всплеском (шоковым ростом) после снятия поддержки. Таким образом, последствия «сдерживания» цен более разрушительны для рынка, чем подорожание, которого правительство пытается избежать.
По словам директора НТЦ «Психея» Сергея Сапегина: «Вместо уменьшения акцизов, ведущих к снижению затрат (по сути, увеличению доходов) нефтетрейдеров, куда более эффективным было бы увеличение финансирования дорожных работ. Ведь чем лучше дороги, тем меньше расход топлива. При этом эффект от указанной меры тем больше, чем выше цены на нефть и нефтепродукты».