X

Сильные мира сего не работают в одиночку

Захват рынка ... в лучших американских традициях


Захват рынка … в лучших американских традициях

Окончание, начало в номерах 44-45

Этот год оказался «урожайным» а сенсации. Очередной
передел сфер влияния в мире «акул» автобизнеса никого не оставил равнодушным.

Слияние, объединение,
взаимопроникновение, поглощение…

Конкурентная борьба между автопроизводителями ведется еще с тех самых
пор, когда только наладился серийный выпуск автомобилей.

К разделению сфер влияния, поглощению слабых сильными и созданию всевозможных
альянсов приводит несколько факторов: борьба за покупателя и существенное
снижение себестоимости за счет расширения производства.

Сегодня речь пойдет о «большой американской тройке» – компаниях General
Motors Corporation, Ford Motor Company и Chrysler Corporation. Ведь в
США тенденции к расширению производства за счет поглощения других компаний
были характерны еще в начале столетия. Проведем небольшой экскурс в историю.

20-е годы. General Motors приобретает автомобильные компании Vauxhall
и Adam Opel AG, а детище Генри Форда открывает первые филиалы в Европе.

Проходит время, и после второй мировой войны американские автогиганты
расширяют свои позиции не только на родине, но и в Старом свете, в результате
чего европейские производители один за другим теряют свою независимость.
Но не все было так гладко – попытки Chrysler завладеть европейским рынком
в тот период так и не увенчались особым успехом.

К середине 70-х американцы уже заключили ряд соглашений о совместном
производстве автомобилей на Востоке: Chrysler с Mitsubishi, General Motors
c Toyota и Ford c Mazda.

Покупка английской марки Aston Martin (1987 год) компанией Ford стала
для многих неожиданностью и вошла в ряд сенсационных событий еще недавнего
прошлого. Почти в то же время General Motors приобретает половину акций
шведского SAAB (1990 год).

Итак, что же в своем активе на сегодняшний день имеют эти «три кита»
американского автомобилестроения.

General Motors Corporation является самой крупной из всех троих.
А по количеству произведенных в прошлом году автомобилей эта компания
заняла первое место в числе15-ти крупнейших автопроизводителей. С конвейеров
ее заводов в 1997 году сошло 8 776 000 автомобилей.

Из американских компаний в подразделениях General Motors работают Buick
(модели Skylark, Century, Regal, Riviera, Park Avenue, Le Sabre), Cadillac
(модели Catera, Eldorado, De Ville, Seville), Chevrolet (модели Blazer
– GMS Jimmy, Suburban, Metro, Cavalier, Lumina-Monte Carlo, Malibu, Camaro,
Venture/ Trans Sport, Tracker, Tahoe – GMS Yukon, Prizm, Corvette), Oldsmobile
(модели Bravada, Intrigue, Alero, Silhouette, Aurora, Cutlass, Eighty-Eight,
Regency), Pontiac (модели Grand Prix, Sunfire, Grand Am, Trans Sport,
Firebird, Bonneville), Saturn (модели SL 1, SC, SW 2). Эти фирмы выпускают
разнообразнейшие модели, начиная от молодежных и спортивных и заканчивая
престижными «лайнерами дорог».

Европейская часть General Motors – это немецкий Opel (модельный ряд Corsa,
Astra, Tigra, Omega, Vectra, Sintra, Frontera, Monterey), английский Vauxhall
и шведский SAAB (модели 9-3 и 9-5).

Филиал General Motors в Бразилии выпускает модели, созданные на базе
Opel и Chevrolet. Австралийское подразделение Holden производит модели
VS Statesman, VT Commodore, VT Commodore SS. А японские фирмы Isuzu (модели
Amigo-Rodeo-Bighorn-Trooper и VehiCross) и Suzuki (модели Cultus-Swift,
Baleno-Cultus-Esteem, Vitara-Escudo, Wagon R, Wide-Wagon R+, Alto-Cervo-Alto
Works, Jimmy-Samurai, Cappuccino, X-90, Grand Vitara-Escudo) тесно работают
с General Motors Corporation.

Ford Motor Company занимает второе место как на американском,
так и на всемирном автомобильном рынке по количеству выпускаемых автомобилей.
Для сравнения Ford в прошлом году произвел 6 940 000 машин. Эта компания
является владельцем заводов в США, Канаде, Германии, Великобритании, Испании,
Бельгии, Португалии, Японии, Южной Корее, Турции, ЮАР, Мексике, Бразилии
и Аргентине.

В американских владениях Ford’а две компании Mercury (модельный ряд Cougar,
Mystique, Tracer, Sable, Grand Marquis, Villager, Mountaineer) и престижная
марка президентских автомобилей Lincoln (модели Continental, Town Car,
Navigator).

В Европе, как уже упоминалось, Ford владеет Aston Martin (роскошные модели
DB 7, Vantage, V 8) и Jaguar (XJ 8, XK 8).

Японская доля Ford’а – компания Mazda производит ряд автомобилей различного
класса: Carol, AZ Wagon, 121, Demio, Familia/323, 626, Xedos 6-Eunos 500,
Xedos 9-Eunos 800, Sentia 929, MX-3, MS-5 Miata-Eunos Roadster, RX-7,
MPV и Levante.

И, наконец, Chrysler Corporation занимает третье место среди американских
производителей и шестое – в мировом рейтинге. В прошлом году корпорацией
изготовлено 2 864 000 автомобилей. Chrysler построил заводы в США, Мексике,
Канаде и Австрии. Автомобили Neon, Cirrus, Stratus, Convertible, Sebring,
300 M, Concorde, LHS, Viper GTS, Voyager, Town & Country выпускаются
под маркой Chrysler. В подразделении Chrysler работают еще три американские
фирмы: Plymouth (модели Neon, Breeze, Prowler, Voyager), Jeep (модели
Wrangler, Cherokee, Grand Cherokee) и машины марки Chrysler улучшенной
комплектации Dodge (модели Neon, Stratus, Avenger, Intrepid, Viper, Caravan,
Durango).

К заокеанской собственности Chrysler относится «японец» Mitsubishi. Эта
компания выпускает широкий модельный ряд автомобилей: Minica, Colt-lancer-Mirage,
FTO, Eclipse, Carisma, Galant-Eterna-Emeraude, Diamante, GTO-3000 GT,
Debonair, Space Runner-Space Wagon, RVR, Grandis-Space Wagon, Space Gear,
Jeep, Pajero Mini- Jr., Pajero, Challenger-Montero. В свете последних
событий – слияния Chrysler Corporation и Daimler-Benz, к модельному ряду
Chrysler добавился еще целый «дивизион» ерманских автомобилей. Появившийся
новый автогигант Daimler- Chrysler теперь имеет объем производства
около 4 млн. автомобилей в год.

Автомобилестроительные компании работают не только со своими подразделениями,
а широко сотрудничают с другими независимыми компаниями. Ведь сейчас вряд
ли кто-то может работать в одиночку. Чтобы продвигать свою продукцию на
рынок, нужны новые разработки, технологии, а иногда и национальные протекционистские
меры. Поэтому компании заключают различного рода соглашения в области
исследований, маркетинга, новых технологий, обмениваются запчастями либо
комплектующими, открывают сборочные производства. И если детально разобраться,
то оказывается, что большинство автопроизводителей связаны между собой
невидимыми для нас нитями…

 General
Motors (включая Opel, Vauxhall, Holden, Saturn)
 ВАЗBMWBertoneCACChryslerDaewooFiatFordHondaIsuzuMercedesMitsubishiNissanRenaultSaabSuzukiToyotaVolvo
Доля акций         x     x  
Совместное предприятие    xx x xx   xxxx
Обмен и получение запчастей и комплектующихxx    x xx xxxxxxx
Соглашения по технологиям, разработкам, исследованиямx   x  x x   x  x 
Договор по маркетингу и сбыту   x     x  xxx   
Изготовление или сборка  xx     x   x xx 

 Chrysler
 ВАЗBMWBeijing AutoFiatFordGMHondaMitsubishiPeugeotSteyr-Daimler-Puch
Доля акций          
Совместное предприятие xx  x x x
Обмен и получение запчастей и комплектующих xxx   x x
Соглашения по технологиям, разработкам, исследованиям xx xx x x
Договор по маркетингу и сбытуx     x   
Изготовление или сборка       xxx

 Ford
(включая Aston Martin, Jaguar)
 AC CarsBMWChryslerFiatGMKiaMazdaNissanSuzukiVolkswagenVolvo
Доля акций     xx    
Совместное предприятие   xxxx  xx
Обмен и получение запчастей и комплектующихx  x  xx x 
Соглашения по технологиям, разработкам, исследованиям  x x xx   
Договор по маркетингу и сбыту     x  x  
Изготовление или сборка x   xxxx  

Галина Войтович