Рынок электробусов в Европе – неожиданный скачок за год
Европейский рынок электробусов развивается с невероятной скоростью, а потому специалисты CME Solutions решили проанализировать его за последние несколько лет. Сразу отметим, что речь идет об электробусах полной массой свыше 8 т, реализованных в странах Западной Европы и в Польше в период с 2012 по 2019 гг.
Итак, начнем с того, что за 9 лет на указанных выше рынках было продано 3025 электробусов. И что важно, более половины регистраций – 1687 пришлось на 2019 год, что свидетельствует о быстрорастущем спросе.
Из 3025 проданных электробусов 726 машин или 24% от общего числа регистраций пришлось на Нидерланды. Далее следует Франция – 368 ед.(12,2%), а за ней Великобритания – 322 ед.(10,6%), с которой практически поравнялась Германия – 321 ед. Замыкает пятерку лидеров Швеция с показателем 235 ед. (7,8%). Далее в рейтинг попала Польша – 197 ед. (6,5%), Норвегия – 173 ед. (5,7%), Испания – 148 ед. (4,9%) и Италия – 122 ед. (4,0%). В других странах продажи были незначительными и суммарно составили менее 100 электробусов.
Теперь переходим к маркам. По итогам за период 2012 – 2019 гг. в лидерах продаж электробусы голландского производителя VDL Bus & Coach – 668 машин, что составляет 22,1% рынка. На втором месте китайский BYD, который имеет в Европе два сборочных завода – 407 ед. (13,5%). Однако к этому числу нужно добавить еще 238 шасси (7,9%), которые были поставлены на рынок Великобритании для местного автобусного производителя Alexander Dennis. В итоге китайцев отделяет от лидеров всего 23 машины. Что касается третьего места, то его уверенно занимает польский Solaris – 326 ед. (10,8%).
Далее назовем производителей, каждый из которых реализовал более 100 электробусов. Это Irizar – 188 ед. (6,2%), Volvo – 180 ед. (6,0%), а также китайский Yutong – 172 ед. (5,7%), который опередил Mercedes-Benz – 149 ед. (4,9%). Завершает рейтинг голландский производитель Ebusco с показателем 135 ед. (4,5%).
Ели же говорить о лидерах продаж 2019 года, то здесь тройка лидеров осталась прежней: на первом месте VDL Bus & Coach, на втором BYD и на третьем Solaris. Дальше места распределились следующим образом: Volvo, Irizar, Mercedes-Benz, Yutong и Ebusco, а также электробусы других производителей, реализовавших менее 100 ед.
Отметим, что сегодня все ведущие производители автобусов в Европы имеют в своей модельном ряду машины на электротяге. Конечно, они дороже, чем дизельные стандарта Евро 6, однако их окупаемость в зависимости от того или иного рынка находится в пределах стандартно периода – от 6 до 8 лет. Здесь нужно отметить, что операторы во многих странах надеялись на компенсацию цены от местных органов власти, однако сегодня в связи с ситуацией с пандемией коронавируса на это вред ли можно рассчитывать.
Еще до прихода COVID-19 были озвучены уверенные прогнозы, что к 2030 году на электрические автобусы может приходиться до 60% новых регистраций в Европе. Хочется верить, что этот оптимистический прогноз сбудется.