Россия увеличит поддержку автопрома почти в 10 раз
Это почти в 10 раз больше, чем запланировано на этот год – 10,5 млрд. рублей. Эксперты считают, что в эти затраты «зашита» компенсация утилизационного сбора, пишет газета «Известия». В бюджет на 2014 год заложены уже ставшие классическими субсидии на перевозку автомобилей с Дальнего Востока (3 млрд. рублей), компенсации автопроизводителям процентов по кредитам на инвестпроекты (5,3 млрд. рублей), возмещение банкам расходов по льготным автокредитам (3,2 млрд. рублей) и субсидии на так называемый проект «Кортеж» – создание лимузина для руководства страны (3,6 млрд. рублей).
Кроме того, беспрецедентные 50,4 млрд. рублей, согласно проекту бюджета, составят субсидии российским автопроизводителям «на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест». Еще 25,2 млрд. рублей пойдет на частичную компенсацию производства и гарантийного обслуживания автомобилей, соответствующих экологическим нормам Евро 4 и Евро 5.
Все 99,25 млрд рублей затрат на автопром в 2014 году отнесены в бюджете к подпрограмме «Автомобильная промышленность» госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Примечательно, что изначально весь планируемый объем бюджетных ассигнований на эту подпрограмму на восемь лет (с 2012 по 2020 год) едва превышал 72 млрд. рублей.
Источники в российском правительстве утверждают, что рост субсидий связан с ожидаемым ухудшением ситуации на авторынке. Государство не поддерживает компании напрямую в ситуации спада продаж, обычно это делается за счет специальных программ, и в следующем году правительство будет поддерживать автопром «в формате разрешенных действий в режиме ВТО. За первые восемь месяцев этого года продажи легковых автомобилей в России упали на 7%, в том числе «АвтоВАЗ» показал снижение на 13%. Скорого восстановления рынка участники рынка не ожидают.
Впрочем, эксперты сомневаются, что государство опасается каких-то губительных кризисных явлений, из-за которых придется направлять такие существенные суммы на поддержку автопрома. Скорее всего, в эти статьи «зашита» компенсация утилизационного сбора, который отечественным автопроизводителям придется платить со следующего года, полагают аналитики. Нормы ВТО не позволяют субсидировать местных производителей напрямую, поэтому приходится «зашифровывать» эти средства в других статьях.
Как сообщалось ранее, объем утилизационного сбора с транспортных средств, произведенных в России, в ближайшие три года составит 382,9 млрд. рублей, включая 118,9 млрд. рублей уже в 2014 году.
Субсидии, запланированные на 2014 год, для автопрома беспрецедентны, хотя государство и раньше не скупилось на поддержку отечественных производителей. Напомним, в кризисном 2009 году у «АвтоВАЗа» начались финансовые проблемы и вставал вопрос о массовом увольнении сотрудников. Однако правительство поддержало российский автоконцерн, выделив из бюджета в общей сложности 75 млрд. рублей за два года. Основная часть средств пошла на погашение задолженности перед поставщиками и банками. Кроме того, в бюджет Самарской области были направлены 5 млрд. рублей на субсидирование занятости 14,5 тысяч работников «АвтоВАЗа».