Сколько украинцев в 2019 году смогут позволить себе новый автомобиль?
В 2018 году в Украине было продано 78 387 новых автомобиля. Это очень мало, если исходить из средней оценки нашего рынка в 300 тыс авто – это в нормальных условиях развития. Причем для того, чтобы продавать 300 тысяч, не нужно, чтобы внезапно у нас зарплаты выросли в десять раз и жизнь заиграла новыми красками. Нужна только стабилизация, четкая перспектива, политическая и экономическая определенность. Но оставим пока цифру 300. Поговорим о более реальных показателях.
Замкнутый круг
В 2015 году наш авторынок рухнул до 46,5 тыс авто – и это закономерно. Но в 2016-м было реализовано уже 65,5 тыс, в 2017 году – 80,2. Для крупного европейского (японского, американского) автопроизводителя что 46, что 80 – так, статистическая погрешность. Такие рынки не вызывают интереса, если, конечно, не сулят перспективу. Даже если те же 80 тыс – стабильная цифра, она никому не интересна. А вот если идет уверенный рост и в перспективе маячит цифра 300 тыс – это уже другой коленкор. И сами производители начинают такой рынок “подогревать” – дают специальные цены, предлагают собственные кредитные программы, вовремя презентуют новые модели, не ленятся делать адаптацию машин под местный рынок. Как результат – их усилия суммируются с естественной тягой потребителей к новым авто и рынок растет.
Обманутыe ожидания
Но вот начинаются непонятные траблы. В стране прорвало переборки и сюда хлынул поток бэушек из Европы, вслед им устремились “битки” из Америки, «дизельгейтщики» из Мексики, Кореи и еще бог знает откуда, новые акцизы в конце года подорвали продажи авто с большими моторами от официальных дилеров, и как результат – уже упомянутые выше 78 тыс. авто. А ведь ожидалось как минимум 100! Импортеры и дилеры расстроены, обманутые ожидания – это серьезный фактор, ну и за невыполнение планов продаж материнские компании тоже по головке не погладят.
Свой прогоноз развития авторынка Украины”Автоцентр”презентовал в рамках финальной церемонии “Автомобиль года в Украине 2019”
А тут на носу выборы, вообще полная неопределенность, на границе очередь евроблях, и полное ощущение того, что все пропало. Что делают импортеры и дилеры? В панике рапортуют производителям, что в 2019 году «продадим столько же если повезет а то и того меньше». Последние же в ответ сокращают маркетинговые расходы, вычеркивают Украину из списка премьер новых моделей, отодвигают наши машины в календарях конвейера – тем самым ситуацию только усугубляя.
А на самом деле – сколько можем? 60? 80? Наш прогноз – как минимум 90-92, и это не «можем», это «купим и продадим». Это цифра наших экспертов, которую и мы, и многие наши коллеги расценивают как абсолютно реальную. Почему?
Политическая неопределенность
Ну тут как бы и не поспоришь. У нас вообще страна непредсказуемая, а тут и ситуация – нарочно не придумаешь. Но вот какая штука. Не стоит недооценивать роль личности в истории, однако есть два нюанса.
Первое – кого бы мы в итоге не выбрали, в одночасье мир не рухнет. Так не бывает. Если даже новый президент окажется совершенно неожиданным, на следующее утро после оглашения результатов выборов мы встанет и пойдем на работу, и зарплата у нас в это утро не изменится. Ну как минимум у большинства.
А второе – ну бывали у нас выборы и посложнее, только вот никакого прямого влияния они на количество проданных машин не оказывали. То есть абсолютно.
А вот курс гривны к доллару напрямую влияет на количество проданных машин.
Нестабильность гривны
На графиках прекрасно видна прямая зависимость продаж от колебаний курса гривны
И гривна действительно колеблется. И те колебания, которые сейчас происходят, мне лично очень нравятся. Конечно, мы привыкли все воспринимать с подвохом: «Гривна растет, не к добру», «После выборов скаканет» и так далее. Но вот прогноз нескольких профильных институций:
Консенсус-прогноз Минэкономразвития – 29.08
Прогноз, заложенный в бюджет Украины на 2019 год – 29.4
Прогноз МВФ – 28,65
И если своим, родным институтам мы можем не верить, то оснований подозревать в сокрытии правды МВФ нет. Мы, вообще-то, должны фонду вернуть в 2019 году $1,8 млрд – наверно, люди не просто так считают.
Отсутствие твердого экономического курса
Но главный показатель – не стабильность валюты, а ВВП. Есть рост – есть деньги у людей, они готовы их тратить.
В 2018 году рост ВВП Украины составил 3,3%. Это не заветные 7%, которые дают уверенный и заметный прогресс, но – это самая высокая цифра роста ВВП страны за последние 7 лет. Не за пять, с 2013 года, что было бы понятно, а именно за семь. Мало того – прогноз НБУ на 2019 год – рост 2,5%, 2020 – 2,9%, 2021 – 3,7%. Медленно, но уверенно.
В 2019 году банкиры предсказывают рост депозитов – а это значит, свободных средств. Кто-то понесет деньг в банк, а кто-то в автосалон. Кстати, банковская и вообще финансовая система сегодня стабильна как никогда – за 2018 год регулятивный капитал банков вырос на 10,3 млрд. грн и составил 126,1 млрд. грн, а средний норматив достаточности регулятивного капитала составляет 16,18%, что намного выше установленного законом.
Авто на еврономерах
Да, с этим нам придется жить, и их количество будет сильно влиять на продажи новых машин в нижнем и среднем сегменте (а «битки» будут продолжать подтачивать и премиум-сегмент). Но в каких объемах?
22 февраля 2019 года заканчивается период льготной растаможки авто из Европы. Естественно, все стараются успеть именно до этой даты, и сейчас на пунктах пропусков стоят многокилометровые очереди. И тем не менее, на 7 февраля 2019 года было растаможено всего 80 тыс. авто, а не миллион, и ни два, как нас пугали. Да, к 22-му успеют растаможить еще, наверное, столько же. Итого 150-160 тысяч. Но даже если так, с оглядкой на сегодняшние возможности рынка, место для новых машин все равно остается – как минимум на 100-150 тыс авто.
Растаможка авто на еврономерах: 10 дней до конца льгот и очереди на границе (видео)
И давайте посмотрим немного дальше – да, правила растаможки установлены не на какой-то срок, а как бы навсегда. Все верно. А сколько будет действовать игнорирование норм Евро-5? Подумайте над этим и постарайтесь найти ответ в Интернете.
Неожиданные факты
В ходе нашего большого анализа рынка и составления прогнозов мы обратились в компанию “TNS в Украине”, представляющую в нашей стране компанию TNS, лидера международных маркетинговых исследований. Не буду сейчас утомлять обилием графиков и цифр, приведу лишь некоторые.
19% украинцев в 2018 году открыли депозитные счета. Это на 22% больше, чем в 2017 году. Еще раз – это важнейший показатель, подтверждающий: свободные средства в стране есть, это раз, и люди начинаю доверять банкам – это два. Средний процент свободных денег вырос на 27% – это на 13% выше, чем в предыдущем году. Тут многие начнут спорить, что люди жить лучше не стали, выросли затраты на коммуналку – так вот, декларируемые затраты на коммунальные услуги за 2018 год выросли на 10%. Печально, конечно, но не катастрофа.
Мы привыкли оперировать постулатом, что в Украине нет среднего класса. Но в TNS его нашли. По ряду факторов и показателей, и он, конечно, сильно отличается от среднего класса в Европе, но он существует, и что интересно, потребительские настроения в этом сегменте совсем не такие, а в общей массе украинцев.
Если брать все население страны в возрасте от 16 до 65 лет, то индекс потребительских настроений в 2018 году составит 74-73, это тоже небольшой рост, но сам показатель низковат. А вот в среднем классе тот же индекс на уровне 100-95, а 100 в этом исчислении – магическая цифра, именно ее принято считать основной положительной динамики, то есть именно с “сотни” люди начинают считать себя счастливыми и с надеждой смотрят в будущее.
Если наложить графики индекса потребительских настроений на объемы продаж новых автомобилей в Украине, то мы увидим некоторое расхождение именно в 2018 году. Рост индекса есть, а продажи снижаются. Причины мы перечисляли выше, но есть и положительный вывод: вот это расхождение – это и есть отложенный спрос.
А еще специально для нас в “TNS Украина” провели опрос населения с целью выяснить, сколько людей собираются купить новый автомобиль буквально в ближайшие три месяца, то есть это уже показатель обдуманной и фактически назначенной покупки. Оказалось, что 5% жителей крупных городов (больше 100 тыс. жителей) уже готовы к покупке. Это огромная цифра, и если бы все они действительно купили автомобили, рынок уже в 2019 году составил бы 300-400 тыс новых автомобилей. Увы, этого не произойдет, но вывод очевиден: люди готовы покупать новые машины.
И вот еще интересное наблюдение. Респондентам был задан вопрос – рекламу каких автомобильных брендов они видели в ближайшее время. Получилась вот такая топ-десятка. А теперь посмотрите на бренды, лидирующие в 2018 году по продажам:
- Toyota
- Renault
- VW
- Skoda
- Nissan
- Hyundai
- Kia
Самые популярные кроссоверы в Украине за 2018 год
Показательное совпадение, не правда ли? То есть тот, кто хотел, и кто был заметен – тот и продавал?
Но вернемся к прогнозам. «Автоцентр» на основе приведенных цифр и фактов и массы других исследований провел свой собственный анализ и получил совершенно иной прогноз на 2019 год. Мы считаем, что в 2019 году рост рынка новых автомобилей составит 17% и всего в стране будет продано не менее 92 тысяч авто. Это не самый крутой показатель, но и для упаднических настроений нет никаких оснований.