Настоящее и будущее навигации в Европе.
Настоящее и будущее навигации в Европе.
| | Главная проблема отечественных навигационных систем – устаревшие данные на картах. Чтобы ее решить, информация с дорог должна обновляться в режиме реального времени. |
Так как обстановка на дороге меняется ежесекундно, очередным шагом в развитии современных навигаторов стала разработка системы, способной передавать информацию водителю в режиме реального времени, используя современные средства связи и Интернет. Ряд компаний (DaimlerCrysler, BMW, Nissan, Bosch и др.) разработали такие системы. Некоторые виды услуг доступны потребителям уже сейчас, другие будут доступны в ближайшее время. Общий подход к созданию навигации будущего заключается в следующем. Автомобиль, оснащенный GPS-навигатором, приемо-передающим устройством, работающим в сети GSM, и спутниковой связью, получает собственный Интернет-адрес. Специальные службы (в настоящее время они есть у DaimlerChrysler, BMW, Audi, Volkswagen и др.), предоставляют необходимую информацию и услуги владельцу автомобиля при помощи этой системы. Важной задачей на ближайшее будущее является обеспечение программной совместимости систем от разных производителей.
|
Пробка? Объедем! Во многих странах уже сегодня существуют специальные службы, передающие подробные сведения о состоянии движения на определенных участках дорог. По запросу они дают рекомендации о возможных изменениях пути следования. Бортовой навигатор, получив эту информацию, может корректировать маршрут поездки. Пользуясь данными о месте пробки, ее длине, характере движения в ней, своих координатах и проанализировав движение на альтернативных дорогах, навигатор предлагает водителю лучший из вариантов объезда сложного участка. В будущем информация о состоянии дел на дороге сможет поступать не только от различных датчиков, установленных на автострадах и улицах городов, но и от машин. У BMW экспериментальная система сбора информации через автомобили называется FCD (Floating Car Data). Так как машины рассредоточены по всей транспортной сети страны, это значительно расширит возможности по сбору данных. Сведения могут быть переданы не только в диспетчерский центр, но и на другие машины, что позволит немедленно предупредить других водителей об опасной ситуации или заторах. Например, резкое торможение или срабатывание ESP приведет к передаче на ближайшие машины соответствующего сигнала, и их компьютеры высветят на дисплеях символ «Внимание, опасность!», если место передачи сигнала совпадает с направлением их маршрута. Движение на низкой скорости или с частыми остановками и работающим двигателем – это явный признак пробки, поэтому навигаторы других автомобилей, получив сигнал, могут сразу же предложить водителю изменить маршрут движения. Но обмен данными между авто станет возможным только после обеспечения совместимости систем от разных производителей. |
|
|
|
Я тебя вижу! Учитывая все большее распространение в Японии мобильных телефонов с функцией GPS-навигации, специалисты компании Nissan разработали и проводят испытания системы ITS, которая предупреждает водителя о присутствии пешеходов на проезжей части, используя сигнал от его мобильного телефона. Подобная функция может предотвратить наезд на пешехода в условиях ограниченной видимости, например, если дорога резко меняет направление. |
|
|
|
Гидрометцентр в салоне Сведения, поступающие от различных служб погоды (а в перспективе и от автомобилей, оснащенных системой наблюдения за погодой), диспетчерский центр обрабатывает и передает абонентам. Для получения информации о погоде могут использоваться штатные датчики температуры наружного воздуха, работы стеклоочистителей, дождя, ABS, ESP и другие. В системе BMW ConnectedDrive на монитор бортового навигатора выводится информация о погоде по маршруту движения. Если возникает опасность, он предупреждает водителя при помощи специальных символов. |
|
|
|
Безопасность Одна из основных задач современных комплексных систем – обеспечение безопасности водителя и пассажиров. Кроме предупреждения о возможных опасностях на маршруте, системы могут позволить своевременно оказать помощь водителю и пассажирам в случае ДТП. Так, после срабатывания датчиков подушек безопасности в диспетчерскую службу автоматически будет передан сигнал об аварии с указанием точных координат автомобиля. Диспетчер при помощи голосовой связи по GSM-каналу уточнит необходимость в оказании медицинской помощи и немедленно направит к месту ДТП «скорую помощь» из ближайшего медицинского учреждения. Кроме координат, система передаст мобильный номер авто, номер шасси, модель и цвет кузова. Это поможет спасательным службам быстрее найти пострадавших. При необходимости водитель или пассажиры машины могут активировать эту функцию в ручном режиме, если помощь нужна водителю другого автомобиля, не оснащенного подобным устройством. Ряд подобных функций (передача сигнала тревоги, определение координат автомобиля и др.) доступен уже сейчас, в том числе и в нашей стране, владельцам автомобилей, оснащенных спутниковой охранной системой. |
|
|
|
Поиск места на парковке Сложности с парковкой в большинстве крупных городов Европы привели к тому, что были созданы специальные службы, занимающиеся размещением и содержанием парковок, а также взиманием платы с водителей. Часто информация о наличии свободных мест высвечивается на специальных табло на улицах или у въезда на парковку, но есть возможность узнать о них заранее. Дежурные операторы отслеживают ситуацию на парковках города, получая данные от различных источников (камер видеонаблюдения, паркоматов и т. д.). Эта информация практически сразу же становится доступной пользователям через интернет-сайт службы парковки. Так как существует возможность обеспечить доступ к Интернету из автомобиля, водитель может из машины запросить данные о наличии свободных мест на парковках в интересующем его районе, и бортовой навигатор проложит маршрут к месту стоянки. Система BMW ConnectedDrive обеспечивает своему владельцу еще одну дополнительную услугу. Поскольку место стоянки автомобиля не всегда оказывается рядом с пунктом прибытия, через мобильный телефон с GPS-навигацией ему помогают пройти к нужному пункту пешком. |
|
|
|
Лучше видеть, больше слышать При всем удобстве (а точнее привычности) обычной карты все же идентифицировать метку на экране и изображение за окном не всегда просто. Поэтому многие современные и экспериментальные навигационные системы (Bosch, Nissan и др.) способны показывать объемное изображение улицы (дороги) с различными объектами, расположенными вдоль нее. Во время путешествия в другой город уже сейчас можно не только получить справку о наличии мест в гостинице и забронировать номер, пользуясь затем подсказками навигатора, как туда доехать, но и прибегнуть к услугам электронного гида. Навигатор будет рассказывать вам обо всех местных достопримечательностях, мимо которых вы проезжаете. Можно заранее составить персональную радиопередачу и даже получить информацию с фондовой биржи. |
|
|
Александр Ландарь
Фото фирм-производителей