X

Придет ли рынок потребителя?

Итоги рекордного по продажам 2008 года реализаторов автомобилей не радуют, ведь впереди – серьезный спад продаж. Нынешнюю ситуацию и перспективы рынка первые лица украинского автобизнеса обсуждали на круглом столе, организованном ИА «Автоцентр» и Клубом автожурналистов.

Итоги рекордного по продажам 2008 года реализаторов автомобилей не радуют, ведь впереди – серьезный спад продаж. Нынешнюю ситуацию и перспективы рынка первые лица украинского автобизнеса обсуждали на круглом столе, организованном ИА «Автоцентр» и Клубом автожурналистов.

Итоги рекордного по продажам 2008 года реализаторов автомобилей не радуют, ведь впереди – серьезный спад продаж. Нынешнюю ситуацию и перспективы рынка первые лица украинского автобизнеса обсуждали на круглом столе, организованном ИА «Автоцентр» и Клубом автожурналистов.

Спад украинского рынка новых автомобилей был зафиксирован несколько позже, чем в США и Европе. «На рынке снизились показатели продаж только за последние два месяца 2008-го на 37% и 16% соответственно (по сравнению с аналогичными периодами прошлого года), – сказал директор ИАГ Auto-Consulting Олег Омельницкий. – Его резкое падение было обусловлено как общемировыми процессами, так и внутренними – девальвацией национальной валюты, отсутствием кредитования, снижением доходов населения». Участники встречи высказывали разные мнения. «Я думаю, что в Украине нет зависимости от глобального кризиса, причина нашей нестабильности – во внутренних экономических и политических факторах, – считает Олег Боярин, председатель наблюдательного совета компании «Еврокар». – Но сейчас у нас еще не кризис – настоящий кризис будет через 3-4 месяца».

Кроме двух сил, постоянно представленных на авторынке – импортеров и производителей, появилась третья: потребители автомобилей. И с ней власти уже считаются.

Запас есть

В последние годы отечественный авторынок рос не только в количественном выражении. Благодаря увеличению доходов до 40% в год и кредитной поддержке до 50% люди покупали все более дорогие автомобили, и их постепенное подорожание не приводило к снижению спроса. Однако первые же проявления финансового, а затем и экономического кризиса наглядно продемонстрировали, что украинский рынок был «перегрет».

Впрочем, складские запасы автодилеров, которые они продавали по старым ценам, позволили смягчить последствия обесценивания гривни в декабре и частично продолжить этот процесс в январе 2009 года.

«В настоящий момент на автомобильный рынок действует несколько сдерживающих факторов, – сообщил Олег Омельницкий. – Уровень автокредитования упал более чем в десять раз и в декабре составил 3-4% рынка. Результаты января наглядно показали, что привязка стоимости машин к новому курсу равносильна многократному падению спроса. По мере распродажи складов сокращаются предложения автомобилей, многие дилеры переходят на систему реализаций по заказам. Каждый из этих факторов может оказать существенное влияние на рынок в будущем, поскольку еще неизвестны макроэкономические прогнозы, сделанные в новейшей ситуации, и окончательно неясна природа и длительность кризисных явлений. Прогноз можно делать лишь на короткий промежуток времени. По нашим данным, – говорит Олег Омельницкий, – полученным на основании макропоказателей ноября, в первом квартале украинский авторынок скатится к уровню 2005–2006 годов. А это падение на 60–70% по сравнению с 2008-м. И это благодаря лишь тому запасу прочности, который дали рынку хорошие показатели 2008 года. Дальнейшая ситуация будет зависеть от властей страны, финансовой системы и действий операторов рынка».

Сервис поможет

«Дилерам нужно вспомнить о возможностях заработка за счет послепродажного обслуживания, – уверен Марк Леграсье, генеральный директор «Рено Украина». – В Западной Европе хороший дилерский центр покрывает затраты именно таким образом. Более того, развивая сервис, дилерам придется улучшать качество обслуживания своих клиентов, чего украинским компаниям до сих пор не хватало».

Вячеслав Поврозник, вице-президент Корпорации «УкрАвто», рассказал, что работа над улучшением обслуживания клиентов велась у них и ранее. Была создана программа лояльности, поддержки клиентов, расширены гарантийные обязательства по автомобилям, организованы эффективные колл-центры. Александр Рябухин, директор «Порше Украина», говорит о том, что сегодня наблюдается не только снижение покупательского спроса на новые автомобили, но и сокращение посетителей на сервисе. Возможно, срабатывает психологический фактор – клиент откладывает мелкий ремонт, пока нет ничего серьезного, или переходит на гаражное обслуживание. «Увеличивать стоимость нормо-часа за работу мы не будем, но запчасти – товар импортный, и их цена напрямую зависит от курса валюты. Поэтому общая стоимость ремонта несколько выросла», – объясняет Рябухин.

Что будут покупать

Участники круглого стола разошлись во мнениях, в каких сегментах будет спрос на новые автомобили. Часть аудитории согласилась с тем, что потребитель проявит больший интерес к бюджетным машинам, увеличится количество сделок на рынке подержанных авто. Импортеры заметили, что сегодня больше всего пострадал сегмент корпоративных продаж. Компании в данный момент вводят мораторий на инвестиции, откладывают обновление парков. Но многие автоимпортеры уверены, что пострадают дешевые и дорогие иномарки. А средний ценовой сегмент более-менее сохранится. Что касается дешевых автомобилей, то клиенты этого сегмента сейчас переживают по поводу будущего, по поводу зарплаты, доходов и так далее, а поскольку автомобиль не является средством первой необходимости, то покупки откладываются.

Дополнительное давление на рынок новых авто будет оказывать сегмент отказов от кредитных машин. Это те автомобили, которые были проданы во время бума за последние 5 лет. «В зависимости от ситуации так называемых свежих б/у автомобилей в Украине может быть от 200 до 300 тысяч – это зона риска кредитных авто, по которым могут быть задержки платежей», – считает Олег Омельницкий. С ним не согласен Олег Назаренко: «На самом деле очень тяжело отобрать у человека машину за неуплату кредита. Сделать это можно, но банк ее реализовать не сможет. Это очень долгий и сложный процесс, ведь автомобиль без согласия владельца невозможно снять с учета в ГАИ».

В I квартале 2009 года украинский авторынок может скатиться к уровню 2005–2006 годов. А это означает падение на 60–70% по сравнению с 2008-м.

Президент Ассоциации автопроизводителей Михаил Резник уверен, что не стоит отмахиваться от проблемы кредитных машин. Под их реализацию появится еще один рынок, «коричневый» – это автоломбарды, компании, выкупающие автомобили, предоставляющие услуги по выкупу долгов у банка. На это стоит обратить внимание.

Продавцы новых машин тоже могут предоставлять свои услуги по продаже кредитных машин, а также реализовывать подержанные автомобили, которые клиенты обменивают с доплатой на новые. «Импортеры находятся сейчас в состоянии выживания, – говорит Александр Тимофеев, генеральный директор «АВТ Бавария». – В Украине фактически отсутствует законодательная база по Trade-in. А это то, что сейчас может нас хоть как-то вывести из состояния полной рецессии».

Нужны ли кредиты?

В условиях отсутствия кредитования со стороны банков значительный толчок продажам могли бы дать другие виды финансирования. Но применить их могут только большие корпорации, имеющие собственные ресурсы, или дочерние компании мировых концернов. Так, на сегодня лизинговую программу развивает Корпорация «УкрАвто», а «Порше Украина» собирается предложить клиентам от материнской структуры не только лизинг, но и кредит. Но ряд автоимпортеров выразили сомнение, что в условиях нынешней финансовой нестабильности, массовых сокращений и отсутствия уверенности в завтрашнем дне люди будут брать автомобиль в кредит, лизинг и рассрочку даже на привлекательных условиях. «Если не будет рабочих мест – некому будет давать кредиты, – говорит народный депутат Тариэл Васадзе. – Люди не смогут покупать не только машины, но даже телевизоры». Его поддерживает Олег Боярин: «Никто не сможет предсказать, каким будет рынок в следующем году. Наш ключевой вопрос – платежеспособный потребитель. За последние 3 месяца в Украине под сокращение попало от 20 до 50% работающих. Народ стал беднее из-за девальвации национальной валюты, у него нет средств».

Где выход?

Сегодня все страны пытаются поддерживать автомобильный рынок. Рецептов много, но эксперты сошлись во мнении, что заслуживает внимания опыт Германии, Польши и других стран ЕС, где предлагается компенсация за утилизированный старый автомобиль. Подобное практиковалось ранее и в Румынии, и результат тоже был положительный. Такое стимулирование потребителей позволяет сохранить внутренний рынок, а это самое главное в существующем кризисе. Хотя в бюджете Украины найти деньги для таких целей практически нереально.

«Экономика любой страны держится на нескольких опорах. Это потребитель, производитель, банк, – говорит народный депутат Украины Тариэл Васадзе. – В условиях кризиса каждая страна в первую очередь думает, как помочь потребителю и производителю. У нас же о них никто не думает. Если в Украине не сбалансируют платежный баланс и не поддержат потребителя и производителя, перспектив выжить у многих не будет. Сейчас почти все сокращают рабочие места, безработица растет. А вскоре конкуренция будет еще больше. Выживет тот, у кого есть хороший продукт. Например, французы стимулируют потребителей на покупку именно французских автомобилей. Нам надо поддерживать отечественного производителя, который может обеспечить и потребителя».

Тему развивает Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автоимпортеров и дилеров: «На нашем авторынке прослеживается влияние двух сил – автопроизводителей и автоимпортеров. Во время кризиса появляется третья сила – потребители. Они начинают устраивать акции протеста, объединяться в общественные организации. Но самое главное, что сегодня у автопроизводителей и импортеров общая задача – сделать так, чтобы потребитель не был загнан в угол повышением налогов и мог приобретать те товары, которые мы предлагаем».

Участники круглого стола

Олег Боярин

Председатель наблюдательного совета компании «Еврокар»

Тариэл Васадзе

Народный депутат, почетный президент «УкрАвто»

Елена Дунина

Генеральный директор «Авто Интернешнл»

Валерий Ильченко

Генеральный директор «Илта»

Роман Кузьмин

Генеральный менеджер департамента продаж «Тойота Украина»

Марк Леграсье

Генеральный директор «Рено Украина»

Олег Назаренко

Генеральный директор Ассоциации автоимпортеров ВААИД

Андрей Нестеренко

Генеральный директор «Ниссан Мотор Украина»

Олег Омельницкий

Директор ИАГ Auto-Consulting

Вячеслав Поврозник

Вице-президент Корпорации «УкрАвто»

Максим Рабинович

Директор по развитию концерна «НИКО»

Михаил Резник

Президент ассоциации «УкрАвтопром»

Александр Рябухин

Директор «Порше Украина»

Олег Свинарчук

Президент Корпорации «Богдан»

Дмитрий Святаш

Народный депутат, почетный президент Корпорации «АИС»

Виктор Степаненко

Генеральный директор «АвтоКапитал»

Александр Тимофеев

Генеральный директор «АВТ Бавария»

Ефим Хазан

Вице-президент ассоциации «УкрАвтопром»

Олесь Шкуратов

Генеральный менеджер по маркетингу «Тойота Украина»

Станислав Щербина

Президент Ассоциации автоимпортеров ВААИД

Подготовил Сергей Матусяк, по материалам круглого стола «Авторынок Украины. Антикризисные стратегии»
Фото Сергея Кузьмича и Андрея Яцуляка