По мнению экспертов рынка нефтепродуктов, с учетом новых акцизов, уже после майских праздников литр высокооктанового бензина марки А-95 подорожать до 9 грн./литр.
Майские праздники страна встретила с огромным избытком нефтепродуктов, что заставило отметки на стелах заправок оставаться стабильными практически две недели. Украинские производители не отошли от своих амбициозных планов по переработке и таки осилят в этом месяце более 1,1 млн. т сырья. Так, по оперативным данным компании UPECO, отечественные заводы в апреле 2010 года суммарно выпустили уже 270 тыс. т бензинов и почти 300 тыс. т дизельного топлива, из которых только 50 тыс. т и 42 тыс. т соответственно ушли на экспорт, информирует www.prostobank.ua.
Не сбавляли вплоть до последнего времени высоких темпов также импортеры. За 26 дней апреля 2010 года в Украину было завезено более 155 тыс. т бензинов и 230 тыс. т солярки. «Наиболее ощутим профицит именно дизельного топлива», – рассказывают в торговом доме «Каргес», уточняя, что по этой причине уже почти неделю не торгует через ст. Коростень белорусским ДТ даже «Континиум». Напомним, что небывало высокие запасы дизтоплива были зафиксированы Госкомстатом еще по итогам прошлого месяца — его в резервуарах находится 490 тыс. т, что почти на 30% больше, чем в марте 2009 г. При всем этом, отмечают нефтетрейдеры, буквально в последние дни после ценового штиля возобновился ценовой рост в среднем и крупном опте.
По наблюдениям экспертов «Консалтинговой группы «А-95», наиболее заметно подорожали предложения импортного ресурса (на 100-150 грн./т), что объясняется приходом новых партий топлива, законтрактованных по более высоким ценам. Оптовики же, в свою очередь, отмечают рост интереса операторов рынка, подогретый обнародованием правительственной инициативы повысить в середине мая 2010 года акцизы на бензин. «Трейдеры попытаются заранее подготовиться к новым акцизам, и, думаю, в ближайшие недели начнут активно закупаться впрок»,— прогнозирует один из полтавских оптовых торговцев.
Как сообщалось ранее, Кабмин предлагает парламенту увеличить акцизный сбор на бензины с октановым числом 80-98 с EUR110/т до EUR172/т, а на бензины с октановым числом более 98 – с EUR110/т до EUR200/т. Согласно подсчетам участников рынка, это обернется для потребителей повышением розничных цен на топливо на 60 коп./л. и 90 коп./л соответственно.
«Мы ожидаем после праздников роста цен на нефтепродукты в пределах 5-10 коп./л. Если будут приняты акцизы в предлагаемом размере, стоимость А-95 на АЗС достигнет уже около 9 грн./л»,— комментирует ситуацию аналитик UPECO Александр Сиренко. По его мнению, до этого времени колебаний розничных цен не предвидится, поскольку запланированное заседание профильной экспертно-аналитической группы при Минтопе, на котором была бы поставлена точка в «бензиновых» переговорах между трейдерами и КМ, неожиданно перенесли на вторую декаду мая 2010 года. В ведомстве объясняют отсрочку решения топливного вопроса тем, что в последнюю минуту министра Юрия Бойко включили в состав делегации, отправляющейся с президентом Виктором Януковичем в Беларусь. В связи с резким скачком розничных цен участники рынка и эксперты ожидают изменений в структуре потребления марок бензина.
«Не исключено, что резко возрастут продажи более дешевого бензина А-92, поскольку для многих автомобилистов цена в 9 грн./л окажется либо неподъемной, либо неприемлемой хотя бы первое время», – рассуждает господин Сиренко. Предпосылки этой тенденции наметились уже сейчас. Так, по данным Госкомстата, продажи бензина А-95 в марте сократились на 25% (до 145,5 тыс. т), тогда как бензина А-92 почти соразмерно увеличились — на 24% (до 110,9 тыс. т.). И по наблюдениям продавцов горючего, в апреле при цене бензина А-95 в 8,19 грн./л эта тенденция только укрепилась. «Мы держим разрыв между А-92 и А-95 на уровне 50 коп./л. Это хорошо стимулирует продажи 92-го, хотя ценовой зазор между этими высокооктановыми марками должен составлять не более 30 коп./л», – отмечают в ТД «Каргес».