X

Поддержка устаревших НПЗ ляжет на плечи потребителей

И у идеи повышения размеров пошлин на импортные нефтепродукты, и у постоянных задержек с вводом новых стандартов на топливо, судя по всему, одни и те же корни. На эту мысль натолкнуло заявление директора ООО «БНК Украина» Николай Василевича.

В своих комментариях по поводу правительственных инициатив, направленных против наносящего, по их мнению, вред отечественной нефтеперерабатывающей промышленности импортного сырья, глава подразделения «Белорусской нефтяной компании» выразил мнение, что под пошлинами кроется не только защита внутреннего рынка. Предлагаемые шаги похожи на стремление возложить финансовый груз модернизации устаревших НПЗ в Украине на потребителей.

«Для реконструкции нефтеперерабатывающих предприятий нужны миллиарды инвестиций собственников, годы и несколько другие экономические стимулы, так как пока все выглядит так, как будто всей стране предлагают "скинуться" для модернизации частных НПЗ» – цитирует Василевича агентство «Украинские новости».

К слову, на минувшей неделе, давая свои оценки возможному повышению пошлин на импортные нефтепродукты , о том, что такие меры в первую очередь ударят по потребителю, вместо того, чтобы стимулировать совершенствование нефтеперерабатывающих заводов, на страницах focus.ua говорил и директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. При этом в качестве примера был приведен простаивающий в настоящее время Лисичанский НПЗ.

«И автомобильные, и нефтеперерабатывающие заводы были проданы государством за гроши, поэтому все ожидания инвестиционного потока оказались напрасными, хотя большая часть предприятий этих отраслей принадлежит теперь мощнейшим финансово-промышленным группам, и возможностей у них более чем достаточно. Например, владелец солидного НПЗ в Лисичанске, российская компания ТНК-ВР, по официальным данным, в 2011 году получила около $9 миллиардов чистой прибыли, но уже в марте 2012 года остановила украинский завод из-за годового убытка в $23 млн…»

Примечательно, что Лисичанский завод – еще не самый худший пример. Во всяком случае, он, в отличие от своих «коллег», тормозящих ввод стандартов высококачественного топлива, готов к производству бензина по нормам Евро-4 и Евро-5.

К слову, буквально одновременно с высказываниями главы «Консалтинговой группы А-95» в прессе появилась информация, озвученная главой Луганской областной администрации Владимиром Пристюком, о том, что НПЗ в Лисичанске очень скоро сменит владельца и возобновит работу. Надо отметить, что нечто подобное он говорил еще в мае месяце, в рамках телевизионной программы «Откровенно с губернатором», но в этот раз откровений гораздо больше. Пристолюк настаивает на том, что претендентов на роль нового владельца завода целых два, а производственный процесс будет запущен в средине августа.

Правда, пока никакой более официальной информации по этому поводу нет. На днях состоялось собрание акционеров компании ОАО «ТНК-BP Холдинг», пока являющейся владельцем Лисичанского НПЗ, но пока известно лишь, что на этом собрании был переизбран Совет директоров. Поднимался ли вопрос о судьбе завода – не ясно, а пресс-центр компании никаких комментариев по этому вопросу не дал.