Рынок автокредитования не может похвастаться тем, что в минувшем году были достигнуты большие успехи. После довольно оптимистичного первого полугодия, начиная с лета, наметился серьезный спад…
Что сдерживает развитие института автокредитования? Во-первых, по мнению финансистов, рынок автокредитов – это отображение ситуации и в экономике страны в целом, и на автомобильном рынке в частности. Если нет роста объемов продаж, если нет роста объема ВВП, нет и роста численности кредитов. Существенный спад активности осенью-зимой прошлого года был вызван не в последнюю очередь кампанией по парламентским выборам и связанными с нею тревожными настроениями у населения. С начала 2013 года эксперты отмечают, что влияние этих настроений заметно снизилось, однако все остальные факторы, включая экономический спад страны, продолжают не лучшим образом сказываться на желании и возможностях украинцев тратить средства на автомобили.
Во-вторых, по словам присутствующих за круглым столом финансистов, государство абсолютно не занимается вопросом создания благоприятного климата для развития и роста этого сектора. Есть планы, разговоры и обещания, но реальных предпосылок для положительных тенденций, увы, пока не видно.
Плюс, есть еще один сдерживающий фактор. Фактически на финансовом рынке, в части автомобильного бизнеса, существует серьезное противостояние обычных коммерческих банков, пытающихся найти себе клиента, желающего приобрести авто, и банками, участвующими в партнерских программах с авто-импортерами. Да, есть такие импортеры, которые считают, что вместо траты энных сумм на рекламу лучше пустить эти средства на программы субсидированных кредитов, привлекая покупателя не красивой картинкой на биг-борде, а красивыми условия приобретения авто. И очень часто, в итоге, покупатель выбирает даже не столько марку автомобиля, сколько кредитную программу. Но обратная сторона этой медали в том, что импортеры принудительно привязывают продажи своих брендов к одному банку. Таким образом, клиенту предлагают хорошие условия, но, увы, это предложение всего одно – у тех, кто хотел бы стать обладателем автомобилей ряда серьезных брендов фактически нет выбора по финансовому партнеру.
К слову, в разрезе перспектив развития рынка автокредитования специалисты отмечают очень серьезный потенциал у продаж в лизинг. Только за 2012 года объемы лизинговых программ выросли по предварительным оценкам на 30%. Однако их вклад в общую картину составляет всего 5%. При чем, судя по всему, для физических лиц лизинг вряд ли станет привлекательным – главным образом из-за того, что автомобиль, приобретенный в лизинг, не переходит сразу в собственность, что многих пугает и отталкивает.