Экологический стандарт Евро 5 пришел в Украину. С 1 января 2016 года ввоз и производство в нашей стране автомобилей возможны только в том случае, если они отвечают нормам Евро 5. Что это значит для владельцев?
Согласно Закону №5177 «О внесении изменений в закон Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств относительно колесных транспортных средств», который был принят парламентом в 2012 году, с начала нынешнего года можно ввозить только автомобили (легковые, грузовые и автобусы), которые соответствуют экологическим нормам Евро 5. Для европейских легковушек экологический стандарт Евро 5 начал действовать с сентября 2009 года. По VIN-коду такие авто обозначаются как 2010 года выпуска. Некоторые модели отвечали этому стандарту и ранее. В других странах есть свои экологические стандарты. Например, в США они называются EPA10, в Японии – Post NLT (оба соответствуют европейским Евро 6).
Кто не выдержит стандартов
Таким образом, с 1 января 2016 года ввезти в Украину автомобиль старше 2010 года выпуска (т.е. возрастом более 5 лет) невозможно. Для многих американских, японских, корейских и китайских авто этот показатель экологичности стал доступен еще позже, а для некоторых «китайцев», «индийцев» и «иранцев» недоступен и по сей день. Из-за этого в Украину с начала года перестал поставляться ряд китайской техники, иранский Saipa, индийские Tata, Ashok Leyland. От выпуска нескольких модификаций отказался отечественный ЗАЗ. Впрочем, эти производители еще могут вернуться на наш рынок, наладив производство автомобилей, которые будут соответствовать нормам Евро 5. Модели Евро 5 на 3–5% дороже, чем аналогичные авто предыдущего стандарта. Правда, на украинских покупателях новых машин это не отразится, ведь в нашей стране с начала года отменен импортный сбор в 5%, который компенсировал такое повышение.
Еще одна проблема – государственные стандарты на топливо отвечают только устаревшим нормам Евро 3. Его использование может негативно повлиять на техническое состояние новых авто.
В 2015 году из-за коррупции в Украину можно было ввезти автомобиль любого года выпуска
Владельцам стареньких «Жигулей» и другой техники, которая уже давно ездит в Украине, волноваться не стоит. Закон обратной силы не имеет, поэтому ранее зарегистрированные автомобили без проблем будут передвигаться по нашим дорогам. Эксперты автомобильного рынка прогнозируют несколько последствий этого шага. Больше всего норма ударит по ввозу подержанных авто из-за рубежа. Ведь раньше в нашу страну можно было ввозить машины 10-летнего возраста (нормы Евро 4 действовали в Европе с 2005 года). «Количество ввезенных в краину подержанных автомобилей после введения экологических стандартов Евро 5 с начала 2016 года может снизиться на 30%. А на рынок новых автомобилей этот закон не повлияет», – говорит генеральный директор ассоциации автоимпортеров ВААИД Олег Назаренко.
Как определить Евро 5?
Чтобы определить принадлежность машины к тому или иному экологическому стандарту, в нашей стране предусмотрена система подтверждения сертификатов соответствия на автомобили. Оборудования, которое способно определять уровень выбросов авто, в Украине практически нет. Да и испытывать каждую ввезенную машину весьма затратно – как по времени, так и по стоимости (из-за цены материалов). Поэтому ввозимые автомобили у нас не тестируют, а выдают заключения о соответствии типов на основании Женевской конвенции. Она предполагает, что если такой сертификат выдан в одной стране, которая присоединилась к этому документу, то и другая страна признает результаты этих испытаний.
В Украине существует около пятидесяти организаций (государственных и частных), у которых есть право выдавать такие сертификаты на ввезенные в нашу страну автомобили. Но многие из них работают вне правового поля.
Например, один из органов сертификации дал заключение о том, что в электромобиле Tesla есть двигатель внутрннего сгорания. Выдавались сертификаты на соответсвие Евро 4 и на автомобили с 1970 по 1999 год выпуска, хотя тогда никаких норм Евро и в помине не было. Этот факт свидетельствует о неимоверном уровне коррупции в отечественных органах сертификации. По словам директора по маркетингу ГК «АИС» Сергея Боровика, стоимость липовой экспертизы любого транспортного средства составляет от 100 до 150 американских долларов за одно транспортное средство. Если умножить эти платежи на 50 тысяч автомобилей, которые были ввезены подержанными в Украину в 2015 году, то получится сумма теневых доходов «сертификаторщиков» от 5 до 7,5 млн долларов США.
По словам Олега Назаренко, не менее трети б/у автомобилей импортировалось в Украину с нарушениями по действующим нормам Евро, что было связано с грубыми нарушениями в работе ряда сертификационных центров и испытательных лабораторий. «По сути, получить сертификат соответствия в Украине можно было на автомобиль любого возраста, то есть законы в нашей стране не выполнялись», – говорит Сергей Боровик.
Контроль и еще раз контроль!
Константин Жаров, заведующий отделом регистрации, информационного обеспечения и контроля ГП «Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт», высказал следующее мнение: «Единственным возможным методом прекращения подобной практики в органах сертификации является запрет деятельности тех организаций, которые скомпрометировали себя выдачей подобных сертификатов. Позволить выдавать сертификаты соответствия на транспортные средства, которые дают возможность регистрировать ввезенные в Украину автомобили, надо разрешить только тем органам, которые хорошо зарекомендовали себя и не дают липовых документов. Потому что если хотя бы один орган будет коррумпирован, вся система рухнет». Сегодня наказание за выдачу несоответствующих действительности сертификатов недостаточное – штраф около 500 грн.
Более того, в 2014–2015 годах проверки почти не проводились. По новой системе аккредитации подобная организация, замеченная в выдаче липовых сертификатов, будет лишена лицензии. Хотя закрыть такое предприятие можно только через суд. В рамках реформы органов сертификации будут изменены процедуры аккредитации сертификационных центров и испытательных лабораторий, а также ужесточен контроль над качеством их работы. ВААИД вошла в состав Национального агентства по аккредитации Украины. В частности, создан список сертификационных центров, которые замечены в наибольшем количестве неправомерно выданных заключений (см. таблицу). И когда одному из этих центров Минифраструктуры решило продлить лицензию, ВААИД подала апелляцию, которая сейчас рассматривается Аттестационной комиссией.
Кроме того, в Ассоциацию обращаются правоохранительные органы, которые уточняют, соответствует ли конкретный автомобиль с данным VIN-кодом нормам Евро 5 и может ли он быть переоборудован под этот стандарт. Заводы-производители дают такую информацию, но уточняют, что переделка вне завода невозможна. Поэтому если в Украине предлагают машину старше 5 лет и она ввезена в 2016 году, покупателю надо осторожно подходить к покупке. Ведь даже если автомобиль прошел официальную процедуру регистрации в органах МВД, есть вероятность, что правоохранительные органы потом могут перепроверить информацию об экологических нормах и запретить его эксплуатацию.