Первоапрельская «Юморина»: Одесские рассказы
Вот уже на протяжении 40 лет каждый год в Одессе 1 апреля наблюдается разгул феерического безобразия и неадеквата. В миру сие действо известно под названием «Юморина».
Вот уже на протяжении 40 лет каждый год в Одессе 1 апреля наблюдается разгул феерического безобразия и неадеквата. В миру сие действо известно под названием «Юморина».
Так вышло, что одесситы каждому встречному рассказывают о том, что Одесса – это самый что ни на есть пуп Земли. Что здесь придумано буквально все – кроме, пожалуй, суда Линча и коньяка. Хотя, если подумать… Что характерно, вся страна им в этом подыгрывает и дружно умиляется специфическому одесскому колориту и юмору. Мы же решили копнуть глубже и обнажить корни феномена с собирательным названием «одесский анекдот».
Вначале было слово
Корни эти прослеживаются со времен суворовских походов к туркам на чай, совершенных в конце XVIII века. В одном из них великий полководец обратил внимание на крепость Хаджибей, стоявшую у самого морского побережья. Некоторое время спустя к обитателям Хаджибея был командирован передовой отряд под командованием испанского дворянина графа Хосе де Рибаса – запомните это имя. Крепость, как водится, взяли, а турок выгнали. Спустя несколько лет на том же месте голландец Франц де Воллан начал возведение города, впоследствии названного Одессой. Изначально планировалось, что город станет очередным укрепрайоном, но де Рибас и де Воллан настояли на его развитии в качестве торгового и военного порта. С учетом выгодного географического положения решение оказалось верным – если в 1793 году число жителей Одессы составляло 122 человека, к 1800 году население увеличилось в 40 раз, а еще через 20 лет достигло 60 тысяч. К популярности Одессы для разнокалиберных переселенцев – албанских беженцев, греков, молдаван, еврейских купцов – приложил руку французский герцог Ришелье, потомок того самого кардинала, увековеченного Александром Дюма. Пользуясь благосклонностью императора Александра I, в 1804 году Ришелье добился отмены налогообложения всех товаров, шедших транзитом через одесский порт. Благодаря этому Одесса быстро стала одним из ведущих экономических центров Российской империи, а сам Дюк Ришелье удостоился памятника.
К слову, именем де Рибаса назвали одесскую улицу – нетрудно догадаться, какую.
Герои
Достаточно вспомнить писателей Исаака Бабеля, сотворившего незабвенный цикл одесских рассказов; Ильфа и Петрова, «родителей» Остапа Бендера; Корнея Чуковского – всех их объединял неповторимый стиль и безотказное литературное чутье. Певец Леонид Утесов и поэтесса Анна Ахматова – тоже в списке. Отдельного упоминания заслуживает портовый крановщик, а теперь прижизненный классик Михаил Жванецкий, начинавший литературную деятельность с написания текстов для Аркадия Райкина и не потерявший актуальности по сей день. После развала СССР одесситы прочно оккупировали главные телевизионные кнопки Украины и ближайших соседей, делая несколько популярных юмористических программ. Те, кто в 90-х смотрел не только мультики, обязательно вспомнят «Джентльмен-шоу», «Каламбур» (с ударением на втором слоге) и, конечно же, «Маски-шоу». Когда на экране появлялся Делиев со товарищи, взрослую аудиторию было не оторвать от телевизора. Начав в 92-м с простеньких, но весьма удачных сюжетов, за несколько лет «Маски» из провинциальной комик-труппы превратились в звезд постсоюзного масштаба. А поскольку сцены были немыми, они не требовали перевода для иноязычной аудитории. Да что говорить – лучше один раз увидеть.
Теперь представьте, что будет, если все эти персонажи соберутся на одной улице и пройдут парадом. Прямо скажем, будет нескучно.
Еще по теме:
Традиции украинских городов. Масленица: Товарищ, блинов!
Мир вокруг нас огромен и разнообразен, и в этом разнообразии теряются привычные с детства вещи. Разве не модно стало встречать Новый год на Кипре? Между тем, при всей любви к путешествиям есть дни, когда стоит остаться на родине. Один из них – Масленица, праздник из православного календаря, но с языческими корнями.
Карнавал
Еще загодя в Одессу съезжаются гости из других регионов Украины. Принять участие в главном шествии теоретически может любой желающий, лишь бы его креатив не был уныл и коричневого цвета. Утром 1 апреля Дерибасовская начинает наводняться людьми, а иностранцев здесь едва ли не больше, чем в Киеве во время ЧЕ-2012. Совместное оцепление милиционеров и курсантов морской академии стоит в шапках и бушлатах под по-настоящему летним солнцем – это единственная категория людей, которой здесь невесело. Ближе к полудню толпу вытесняют на тротуар и начинается главное шествие – то самое, ради которого народ едет за тридевять земель. Искусные барабанщицы в облегающих нарядах и целые музыкальные оркестры чередуются с пестрым парадом участников, идущих пешком и едущих на невообразимых транспортных средствах. Здесь и трехколесный велосипед высотой с двухэтажный дом, и влекомый бурлаками поезд «Хюндай», и подводная лодка, показавшаяся из степей Украины. На отдельных шарабанах проезжают «Маски» и «Каламбур», раздавая на ходу интервью. Своих героев здесь очень любят, даже если пик их популярности уже позади. Так и должно быть, когда ты дома.
WOG заправляет не только бензином
Заправка в дальней дороге может потребоваться не только автомобилю, но и экипажу. И если качество топлива скажется лишь на топливной системе, то питание – краеугольный камень для любого путешественника. В этом смысле мы всячески рекомендуем попробовать сервис WOG, ориентированный на полный спектр услуг для людей, находящихся в пути, в том числе и правильно заваренный кофе в уютном ресторанчике. Отдельно стоит отметить бензин, продающийся на WOG под торговой маркой Mustang. Комплекс присадок способствует очистке двигателя от нагара, защищает детали от коррозии и уменьшает их износ, благодаря чему снижается расход топлива и повышается долговечность мотора. Бензин производится в странах Евросоюза и Беларуси и соответствует нормам токсичности Евро 5. Ну и помимо качественного топлива, посетитель АЗС сможет приобрести здесь наиболее ходовые запчасти, воспользоваться стационарным телефоном и сетью Wi-Fi.
Удобная альтернатива общественному транспорту
Несмотря на заявления правительства о победе над рытвинами и окопами, которыми изрыты украинские дороги, трасса Киев – Одесса никак не может считаться эталоном качественного ремонта. Первую половину пути приходится ехать, глядя только перед собой, – ямы иногда достигают полуметра в диаметре. Здесь очень важно беречь нервы и сохранять бодрость духа, и если у вас спортивный автомобиль или хот-хэтч – вам не повезло. Самое время подумать о том, что в таких условиях выживают более простые и бюджетные авто, специально спроектированные для особых дорожных обстоятельств. Наша Linea как раз из таких, энергоемкая подвеска является ее главным конкурентным преимуществом. Пусть в повороте вы не достигнете желаемого ускорения, зато и не выбьете зубы, рухнув на дно очередной воронки. Довести подвеску Linea до пробоя – задача практически неразрешимая. Это с учетом полной загрузки автомобиля. И хотелось бы отметить следующее: чтобы доехать из Киева в Одессу, мы потратили менее 30 литров дизтоплива – по 75 грн. с каждого сидящего в салоне. Сравните со стоимостью билета на поезд, автобус и самолет. Говорите, что автомобиль – это роскошь?..
Мобильный Интернет на службе автомобилиста
Всего 20 лет прошло с момента появления первой мобильной вышки UMC (МТС), но за это время жизнь украинцев претерпела значительные изменения. Таксофоны? Нам в Одессе встретился всего один, вместе с тем, по улицам ходят десятки тысяч владельцев современных смартфонов. С учетом инноваций, внедряемых в жизнь компанией МТС, таких людей будет все больше. Тем, кто хочет использовать всю полноту возможностей своего телефона, будет нелишним ознакомиться с вариантами использования мобильного Интернета МТС. В частности, услуга «Супер Интернет» предполагает 100 МБ трафика каждый день по нулевому тарифу и без ограничений скорости. А это – постоянный контакт с френд-лентой, услуги навигации, бронирование гостиниц из салона автомобиля и многие другие вещи, упрощающие наш быт.
На 40-й «Юморине» в Одессе компания МТС выступила в качестве партнера. Каждый желающий мог приобщиться к прелестям цивилизации. |