Переход на новые стандарты топлива могут отложить до 2018 года
К сожалению, чаша весов, на которой лежат экологические аргументы, опыт Европы и готовность двигаться вперед со стороны ряда отечественных нефтеперерабатывающих заводов никак не может перевесить аргументы, которыми руководствуется правительство страны при принятии решений по отсрочкам. То, что топливо новых стандартов содержит существенно меньше серы и других вредных веществ, что Европа уже несколько лет, как отказалась от устаревшего бензина и дизеля, что ведущие НПЗ страны уже вложили десятки миллионов долларов в модернизацию своих мощностей – это пока не аргументы.
До тех пор, пока основная причина, по которой откладывается введение новых стандартов топлива и отказ от старых, остается актуальной. Причина эта – не готовность трех из шести украинских НПЗ (Дрогобычский, Надворняский и Шебелинский) работать по новым стандартам. В итоге, хотя формально, согласно последним решениям, с 1 июля 2012 года единственным законным топливом должно было остаться Евро-4 и Евро-5, следует ждать очередной отсрочки.
Такое развитие событий эксперты предсказывали еще в начале года. Официально было обещано закончить модернизацию на государственном Шебелинском перерабатывающем заводе до конца 2012 года. Однако специалисты полагают, что работы по подписанному в октябре 2011 года компанией «Укргаздобыча» контракта на строительство установки изомеризации, позволяющей перейти заводу на выпуск бензина Евро-4 и Евро-5, закончатся не ранее, чем через два года. А значит, жизнь старых стандартов, скорее всего, продлят до конца 2014. Но и эта дата может оказаться слишком оптимистичной.
Как пишет издание «Коммерсант Украины», со ссылкой на секретариат Экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей отрасли при Кабинете министров Украины, Государственное агентство резерва намерено просить сохранить старые стандарты на топливо вплоть до 2018 года. Просьба основана на том, что «срок хранения уже закупленного для нужд Минобороны и предприятий Минагрополитики топлива заканчивается только через шесть лет»…
К слову, в России полный переход на стандарты Евро-4, Евро-5 намечен лишь на 1 января 2015 года, но зато уже сейчас производителей стимулируют производство более качественного топлива за счет дифференцированных акцизов. Например, с 1 июля российская ставка акцизов на бензины класса Евро-3 повысилась на 6,7% (до $240 за тонну), на бензин Евро-2 и ниже – на 6,5% (до $250), на бензин Евро-4 ставка не изменилась ($210), а на бензин Евро-5 была снижена на 24% (до $157). В Украине же дифференцируются только акцизы на дизельное топливо, в то время как акциз на бензин никак не зависит от стандарта, а с недавнего времени зависит только от плавающей корректирующей суммы, которая, в свою очередь, на каждую декаду рассчитывается в зависимости от стоимости нефти.