ПАО «АвтоКрАЗ» – единственный в Украине производитель грузовиков по полному технологическому циклу. Что происходит на предприятии сегодня? Его руководитель Роман Черняк ответил на вопросы корреспондента «КА».
ПАО «АвтоКрАЗ» – единственный в Украине производитель грузовиков по полному технологическому циклу. Что происходит на предприятии сегодня? Его руководитель Роман Черняк ответил на вопросы корреспондента «КА».
ПАО «АвтоКрАЗ» – единственный в Украине производитель грузовиков по полному технологическому циклу. Что происходит на предприятии сегодня? Его руководитель Роман Черняк ответил на вопросы корреспондента «КА».
Роман ЧернякГенеральный директор ПАО «АвтоКрАЗ» |
«Коммерческие автомобили»: Роман Евгеньевич, каково нынче положение дел на «АвтоКрАЗе»?
Роман Черняк: В последнее время ситуация на предприятии очень тяжелая. Завод работает далеко не на полную мощность. В 2012 году выпущено всего 899 единиц автомобильной техники – на 16% меньше, чем в 2011-м. Нашим важнейшим рынком всегда был российский, куда уходило более 80% продукции от общего объема поставок в страны СНГ. Но в сентябре прошлого года в РФ ввели утилизационный сбор, и наши грузовики в России сильно подорожали, спрос на них упал. Кроме того, с 2013 года в РФ стали обязательны экологические нормы Евро 4. Но получить из Ярославля моторы такого стандарта трудно: они только-только появились. Поэтому россияне своим производителям дали отсрочку по введению Евро 4, а нам – нет.
Потому мы повысили активность на других рынках. Буквально пару недель назад начали работу над выполнением крупных внешнеторговых контрактов: один на 240 автомобилей, другой – на 160, очередной – на 50 ед. Соглашения уже подписаны, и начато их финансирование.
Новинки ПАО «АвтоКрАЗ» | |
КрАЗ-63221«Дорожник» с роторным снегоочистителем: двигатель ЯМЗ-238ДЕ2, продуктивность уборки снега – | |
Самосвал КрАЗ С20.2RДвигатель ЯМЗ-6501.10, Евро 3, грузоподъемность – 20 т, объем платформы – 14 м куб. | Самосвал КрАЗ С18.1Двигатель ЯМЗ-6511, Евро 4, грузоподъемность – |
«КА»: Об этих и других рынках, пожалуйста, поподробнее.
Р. Ч.: Традиционные рынки «АвтоКрАЗа» хорошо известны. Среди них – страны Северной Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Естественно, мы намерены не только усиливать свое присутствие на них, но и выходить на новые. Идут переговоры с потребителями Индонезии и Новой Зеландии, уже работаем в Таиланде. Расширяем сотрудничество с Лаосом, Камбоджей, Вьетнамом, торгуем с Пакистаном. Рынков много.
В данное время заканчиваем сертификацию наших автомобилей по стандарту Евро 4 – и тут же, не останавливаясь, будем делать ее по Евро 5. Это позволит расширить наши экспортные возможности: КрАЗы можно будет поставлять в страны с жесткими экологическими требованиями.
«КА»: А что же все-таки с российским рынком?
Р. Ч.: Знаете, бизнес находит выход из любой ситуации. На сегодняшний день у нас есть целый ряд проектов, которые мы уже начали реализовывать. Планируем создать в РФ свою собственную дилерскую сеть, входящую в структуру ПАО «АвтоКрАЗ». Рассматриваем вплотную возможность открытия в России своего сборочного производства. Ведь не секрет, что значительную долю комплектующих мы закупаем именно там: силовые агрегаты, шины, часть электрооборудования. Поэтому будет логично, если мы организуем в РФ свое дочернее предприятие. Это экономически выгодно, так как позволит уходить от большого утилизационного сбора, решить часть вопросов по таможенному сбору и транспортной логистике.
Р. Ч.: Хотелось бы, чтобы правительство, различные государственные структуры обращали больше внимания на продукцию отечественного производителя. Посмотрите, какую технику используют в Украине, например, для сооружения и содержания дорог, в строительстве, коммунальном хозяйстве. Очень часто это иномарки, причем довольно дорогостоящие. А ведь «АвтоКрАЗ» выпускает целый ряд подобной техники – качественной и более дешевой. Нам нужен государственный протекционизм. Закупки отечественной продукции будут способствовать подъему национального производителя, а значит – и украинской экономики.
«КА»: Для укрепления рыночных позиций «АвтоКрАЗа», наверное, нужны новые модели автомобилей…
Р. Ч.: В стратегическом плане мы ставим вопрос о расширении всей линейки выпускаемой техники. Сейчас на техническом совете рассматриваем состояние наших конструкторских и технологических служб, программное и техническое обеспечение испытательного центра. Это делается для того, чтобы на базе нашего автомобиля, используя собственные производственные мощности, выпускать ряд новых моделей.
К примеру, в Украине нет магистральных тягачей собственного производства, а они очень востребованы! Далее, у нас в линейке отсутствуют автомобили-самосвалы с колесной формулой 8х4 компоновки «кабина над двигателем». Хотя в настоящее время все крупные производители тяжелых грузовиков такую технику выпускают.
Есть еще ряд машин, более 12 наименований, которые мы планируем создать. В частности, это гражданские фургоны колесной формулы 4х2 и 4х4, которые сегодня востребованы в Украине. Они, надеемся, найдут спрос и в других странах. Можем изготавливать и фургоны армейского назначения. На заводе есть вся элементная база, необходимая для создания таких машин.
Как видите, у нас большие, амбициозные планы. И они вполне реальны. На долю «АвтоКрАЗа» выпали тяжелые времена, но у него очень большой ресурс выживаемости. Завод выстоял и будет развиваться и дальше.