Введение с 13 апреля 2013 г. спецпошлин на новые иномарки с объемом двигателя 1,0–2,2 л было принято для урегулирования баланса производства и импорта автомобилей. Как поможет эта мера восстановить утерянный баланс, а также предоставить достойный выбор автомобильной продукции, «АЦ» спросил у руководителя крупнейшего украинского производителя легковых автомобилей – председателя Правления Запорожского автозавода Николая Евдокименко.
Введение с 13 апреля 2013 г. спецпошлин на новые иномарки с объемом двигателя 1,0–2,2 л было принято для урегулирования баланса производства и импорта автомобилей. Как поможет эта мера восстановить утерянный баланс, а также предоставить достойный выбор автомобильной продукции, «АЦ» спросил у руководителя крупнейшего украинского производителя легковых автомобилей – председателя Правления Запорожского автозавода Николая Евдокименко.
Введение с 13 апреля 2013 г. спецпошлин на новые иномарки с объемом двигателя 1,0–2,2 л было принято для урегулирования баланса производства и импорта автомобилей. Как поможет эта мера восстановить утерянный баланс, а также предоставить достойный выбор автомобильной продукции, «АЦ» спросил у руководителя крупнейшего украинского производителя легковых автомобилей – председателя Правления Запорожского автозавода Николая Евдокименко.
Что принесет автопрому повышение пошлин на импорт автомобилей?
Почувствовал ли увеличение спроса на свои машины «ЗАЗ»?
Пока нет, ведь новые пошлины еще не вступили в действие (разговор происходил 4 апреля. – Ред.). За месяц импортеры завезли на старых условиях много автомобилей, так что возможные изменения будут видны не ранее второго полугодия или даже в 2014-м. Возможно, это странно звучит, но от введения спецпошлин государство получит больше денег не столько от самой спецпошлины, сколько от автопроизводителей. К примеру, в 2008 году «ЗАЗ» заплатил 2,8 млрд. грн. налогов, а в 2012-м – только 680 млн. грн. Все из-за того, что мы выпустили в три раза меньше продукции. А ведь, кроме ЗАЗа, в производстве одного автомобиля участвуют 7–10 предприятий-смежников. Это значит, что и они также заплатили налоги. Автозаводы следом за собой создают рабочие места в сервисе и в других отраслях экономики страны.
Противники спецпошлины говорят, что данная мера ограничивает свободу выбора украинских покупателей – они будут вынуждены приобретать менее качественные украинские автомобили…
Мое пожелание импортерам: говорите своим покупателям правду! Ведь с вступлением Украины в ВТО пошлины снизились на 15%, а цены на иномарки продолжали расти. Пошлина позволит выравнять условия и даст возможность конкурировать с завезенными автомобилями открыто. Что я имею в виду: налоговая нагрузка в странах Европы составляет 15–18%, в то время как в Украине – 21% налог на прибыль, социальный взнос в Украине – 39%, а, к примеру, в Польше – всего 19%, все это влияет на себестоимость товара. Развитые европейские страны в кризис поддерживали автопром, у нас же подобных мер не было. Дабы улучшить инвестиционную привлекательность Украины, нужно уменьшить количество бюрократических кабинетов, стоит также задуматься о работе природных монополий, о лояльном повышении тарифов на перевозки, электроэнергию и т. д.
Говоря о конкурентоспособности нашей продукции, важно отметить сильные стороны: мы увеличили гарантию до трех лет, или 100000 км пробега и до 15000 км – межсервисный интервал. Именно уверенность в собственном продукте позволила пойти на такие шаги. Мы сделаем все, чтобы покупатель чувствовал себя в нашем авто комфортно.
Вы говорили, что цены на иномарки не повысятся, предоставьте свои доводы.
Мы не сомневаемся в том, что импортеры на 2–3% поднимут стоимость своей продукции, ведь ежегодное увеличение цены на 7–12% – тенденция. Повышение коснется только сегмента, который активно импортируется в Украину. Главное изменение заключается в том, что меньше будут зарабатывать дистрибьюторы, изменится модельный ряд.
То есть вы считаете, что доля «ЗАЗа» не увеличится?
Нет, мы рассчитываем на то, что «ЗАЗ» увеличит свою долю на отечественном рынке, потому что импорт будет ограничен. Также ждем поддержки нашей инициативы по увеличению объемов реализации на экспорт, нам нужно наращивать производство. Уже сейчас около 50% всей продукции мы отправляем за границу. Cегодня быстро растут продажи и производство в Казахстане, Египте, в эти страны мы поставляем комплектующие и машкомплекты. Для нас украинский рынок остается приоритетным, но и на экспортных рынках мы ведем себя активно.
Какие еще меры, кроме введения пошлин, помогут отечественному автопроизводителю?
Следующим шагом должно быть введение зеркального с Россией утилизационного сбора. Годом раньше объем экспорта на российский рынок был в несколько раз больше, чем сейчас, сегодня поток автомобилей российской сборки хлынул на наш рынок. Также мы не согласны с тем, что в Украине есть беспошлинный импорт кузовов и отдельных компонентов машин. Надо вводить акциз на кузова, увеличивать долю локализации производства.
В Германии вы не найдете людей, отказывающихся от собственных продуктов, одежды, автомобилей. Поэтому нас обижают украинцы, призывающие не покупать украинские товары. Мы с ними категорически не согласны и всех призываем к патриотизму.
Есть мнение, что с введением пошлин в Украину придут новые производители либо на мощностях «ЗАЗа» будут производиться другие модели. Сегодня есть уже какие-то предпосылки или, может, договоренности?
Географическое положение Украины очень выгодное, и я уверен, что именно пошлинное правильное регулирование и создание условий на рынке привлечет к нам автомобильные инвестиции. У нас есть пример удачно реализованных подобных правил. Так, увеличение пошлин в России привело на их рынок больше десятка крупнейших автопроизводителей. Если Украина будет идти по пути восточного соседа, и у нас появится автомобильный бизнес, который локомотивом поднимет отечественное производство. Еще раз хочу сказать: пошлина – это не помощь для «ЗАЗа», это регуляторная мера по выравниванию баланса импорта и производства, это мера по созданию условий работы на производственном рынке. За последние несколько лет в «ЗАЗ» уже вложено более 350 млн. грн.
Также очень важна возможность кредитования при покупке автомобиля, ведь это продукт долгого использования. Мы считаем, что ставка по кредиту около 20% не может стимулировать покупку авто в кредит. В докризисные годы до 56% своих машин мы продавали в кредит, сегодня же – только 14%. Правительство приняло решение, по которому за два года 2 млрд. гривен будет потрачено на компенсации по процентам кредитов при приобретении предметов длительного пользования. Это очень правильное решение. Если говорить о новых машинах, то сейчас «ЗАЗ» готовит к производству коммерческую версию, рестайлинг седана и хэтчбека ЗАЗ Vida, новые версии автобусов. Внедрение в производство новых продуктов возможно в том случае, если нормально будет развиваться украинский рынок. Что касается новых брендов и предприятий, то, если будут условия в Украине, компании придут обязательно.
На «ЗАЗе» сегодня производят модели Sens, Lanos, Forza, Vida.
Есть еще одна инициатива правительства – пересадить всех чиновников на отечественные автомобили. Сможет ли «ЗАЗ» это обеспечить?
Я бы давно сделал это. Но это не касается Администрации Президента, Кабмина, Верховной Рады, где нужны специальные условия и технические характеристики. Чем же ЗАЗы хуже иномарок, которые так любят, например, наши правоохранительные органы? Было бы нормально, если бы чиновники местных администраций вместо импортируемой техники купили за бюджетные деньги отечественную. Что плохого в том, если все машины «скорой помощи», школьные автобусы будут производиться в Украине? Мы понимаем, что некоторые спецавтомобили будут импортироваться, подготовка их выпуска на «ЗАЗе» или других заводах нерентабельна. Но если чиновники будут выполнять постановление правительства, которое запрещает покупать машины, не произведенные в Украине, тогда все в нашей стране будет в порядке.