Национальный производитель должен занимать 80% рынка!
Интервью с народным депутатом Украины, почетным президентом корпорации «УкрАвто» Тариэлом Васадзе.
День защитника Отечества корпорация «УкрАвто» провозгласила по совместительству Днем защитника отечественного автомобилестроения и торжественно объявила об успешной сдаче ЗАО «ЗАЗ» отчета о выполнении инвестиционной программы в 2004 году. В течение прошлого года в модернизацию и техническое переоснащение завода, а также в заводы по производству комплектующих инвестировано 404 млн. грн. Начато мелкоузловое производство двух автомобилей иностранных марок и двух – российских. Словом, у нас было предостаточно поводов пообщаться с почетным президентом корпорации «УкрАвто», народным депутатом Украины Тариэлом Васадзе.
«Автоцентр»: Запорожский автозавод начал производство мелкоузловым методом ВАЗ-21093, -21099, Opel Astra Classic и Lanos. Завершено ли формирование ассортимента продукции предприятия или можно ожидать его обновления?
Тариэл Васадзе: Конечно же, мы не остановимся на достигнутом. Но разработка собственных автомобилей – очень дорогое удовольствие. Поэтому мы определили для себя стратегических партнеров – концерны General Motors и DaimlerChrysler. И будем выпускать автомобили этих производителей. Сегодня мы производим Lanos Т-150, и спрос на этот автомобиль достаточно высокий. Ему на смену придет более современная модель – Chevrolet Aveo. Эти модели, полностью произведенные в стране нашими специалистами, будут действительно украинскими автомобилями. И в дальнейшем завод постарается идти в ногу со временем. На «ЗАЗе» мы не будем выпускать устаревшие машины: если производитель меняет модель, мы будем стараться, по крайней мере, через полгода – год наладить ее производство в Запорожье. Следующий этап – модернизация этих машин в соответствии с отечественными условиями эксплуатации, вкусами потребителей и с учетом использования местных комплектующих.
«АЦ»: Все выпускаемые сегодня машины – малого и малого среднего класса. Но на заводе планировалось производить и модель среднего класса. Вы не отказались от этой идеи?
Т. В.: Такие планы есть. Но чтобы выпускать автомобили среднего класса, нам надо серьезно реконструировать завод. Скоро мощности «ЗАЗа» (они рассчитаны на выпуск 120 – 130 тысяч автомобилей в год) будут полностью задействованы, есть и технологические трудности. Поэтому для производства других машин нам надо построить параллельный конвейер. Место под сварочное производство на предприятии есть, а вот покрасочное нужно строить заново. Новая линия будет рассчитана на выпуск 100 – 120 тысяч машин среднего класса ежегодно. В итоге к 2008 году, когда завод будет платить налоги на общих основаниях, мы должны полностью завершить техническое перевооружение, начать выпускать автомобили с высокой степенью локализации в Украине, т. е. построить современное конкурентоспособное производство мощностью 250 тысяч автомобилей.
| |
«АЦ»: То есть «Таврию» и «Славуту» будут выпускать еще долго? Ожидает ли их модернизация?
Т. В.: Если продукция предприятия по-прежнему пользуется спросом, на заводе ее будут выпускать. Сегодня на украинском рынке по соотношению цена/качество «Таврии» и «Славуты» очень конкурентоспособны и действительно востребованы украинским потребителем. Я думаю, эти машины останутся на рынке еще два-три года, а с ростом благосостояния граждан и увеличением покупательской способности мы снимем их с производства и заменим более современными. Учитывая такую перспективу, в модернизации этих автомобилей нет смысла.
«АЦ»: По оценкам аналитиков, «УкрАвто» занимает 52% рынка. Не много ли для одного оператора рынка?
Т. В.: Это не совсем точные подсчеты. Но я считаю, что в каждой стране должен доминировать национальный производитель. В Корее местный производитель занимает 95% рынка, в Японии – больше 90%, в России – 60%. Я считаю, что национальное производство в Украине должно занимать не менее 80% рынка.
| |
«АЦ»: Как Вы относитесь к возможному запрету импорта и производства автомобилей, двигатели которых не соответствуют экологическим нормам Евро 2?
Т. В.: Я двумя руками за введение такого требования. Наверное, ни в одной стране Африки уже нет норм Евро 0, но в Украине они по-прежнему действуют! Чем провинились мы и наши дети, что должны дышать ядовитыми газами? И чем больше будет продаваться таких автомобилей в нашей стране, тем серьезнее будут экологические проблемы. Вводить нормы Евро 2 необходимо.
«АЦ»: В Запорожье готовы выпускать экологически чистые автомобили?
Т. В.: Запорожский завод уже производит автомобили, соответствующие этим требованиям, и готов выпускать все автомобили с такими характеристиками. Это потребовало дополнительных инвестиций, но важно, чтобы «грязные» машины не только не производились в нашей стране, но и не импортировались. Сегодня «ЗАЗ» завершает переговоры о приобретении завода по производству нового двигателя, который соответствует нормам Евро 3, с последующей возможностью доведения его до уровня Евро 4. Данный проект стоимостью свыше 1 млрд. грн. – часть региональной программы кооперации, в которой задействованы General Motors, «АвтоВАЗ» и «ЗАЗ». Начало выпуска моторов планируется на 2006 год.
«АЦ»: Новое производство разместится в Мелитополе?
Т. В.: Сегодня мы рассматриваем два варианта размещения: в Мелитополе и Запорожье. Дело в том, что необходимо создать максимально эффективное производство, с минимальными затратами на выпуск продукции. А транспортная составляющая в себестоимости довольно высока. Украина выразила желание вступить в ВТО уже в 2005 году, и наш рынок станет открытым для мирового автопрома. В этом случае только высокоэффективное производство сможет составить достойную конкуренцию «китам» автопрома.
«АЦ»: Ходят слухи, что на «ЗАЗе» скоро начнут выпускать мелкоузловым методом Mercedes…
Т. В.: Не скрою, мы активно работаем с DaimlerChrysler. Свою главную задачу корпорация «УкрАвто» видит в создании новых рабочих мест, а «ЗАЗ» дает работу сотням тысяч людей. Наши партнеры из DaimlerChrysler поверили в «ЗАЗ» как в завод с высокой технической культурой, на котором работают образованные и квалифицированные специалисты. Мы ориентируемся не только на внутренний рынок, но и на более крупный российский. Мировые корпорации сейчас решают, где размещение производства будет наиболее эффективным для быстрорастущих рынков Восточной Европы. И одной из главных задач правительства и политиков является создание максимально привлекательных условий. Украина должна иметь конкурентные преимущества. И это преимущество, на мой взгляд, – в людях. У нас работают быстрее, лучше, культурнее, профессиональнее, дисциплинированнее.
| |
«АЦ»: Неужели квалификация украинских рабочих может удовлетворить жесткие требования Mercedes?
Т. В.: А в чем украинцы уступают немцам, французам? Желанием работать, профессионализмом? Ничуть! Когда представители мировых компаний приезжают на «ЗАЗ», их отношение к нашим гражданам меняется. Если человек сильный, образованный и хочет трудиться, ему всегда дадут работу, обеспечивающую достойную жизнь. Конечно, не обойтись и без помощи государства в стремлении создавать рабочие места. И именно автомобильное производство способно создавать еще много дополнительных производств – например, по выпуску комплектующих.
«АЦ»: С производством понятно. А для чего корпорации «УкрАвто» понадобились подержанные автомобили? Зачем она выкупила авторынок «Центральный» в Киеве?
Т. В.: Мы не купили рынок, если бы это было так, мы бы открыто об этом сказали. «Центральный» приобрели другие люди, но они нас просят помочь в организации его работы, технологии продаж и т. д. Нас интересуют не подержанные автомобили, а цивилизованные вторичные продажи. Много ли рынков в развитых государствах? Их почти нет. Есть аукционные торги, площадки дилеров, а такой неорганизованной торговли, как в Украине, нет. Любой вид услуг, и рынок в том числе, должен быть выгодным, доступным и удобным для покупателя. Этому рынку не хватает, во-первых, транспорта – покупателю трудно туда добраться. Надо, чтобы клиент смог выбрать машину в комфортной обстановке, и не только в выходные, а в любой день недели. Автодилеры могут организовать на нем вторичные продажи – чтобы человек смог обменять старую машину на новую. Рынок должен стать цивилизованным.
«АЦ»: Новое правительство заявило, что будет лишать налоговых льгот крупные предприятия. Возможно, подразумевался и «ЗАЗ». Прокомментируйте, пожалуйста, возможные последствия этого шага.
Т. В.: Такие попытки мы переживали не раз. Запорожский автомобильный завод сегодня продолжает работать в рамках закона, который был принят в 1997 году. Законом были определены правила: для отечественных и зарубежных инвесторов объемы инвестиций и обязательства, и какие преференции при этом получает инвестор. ЗАО «ЗАЗ» выполняет абсолютно все пункты, которые были определены законом, и уверен, что государство выполнит все обязательства. Три закона защищают любого инвестора в нашей стране: о стимулировании производства автомобилей в Украине, о защите иностранных инвестиций, о защите инвестиций в Украине. В них четко указано, что должен делать инвестор и какие гарантии дает государство. Если правительство будет нарушать эти законы, существующие инвесторы в массовом порядке станут обращаться в суды различных инстанций, а потенциальные попросту отвернутся от нашей страны.
Я знаю, в Украине есть бюджетный дефицит. Чтобы его закрыть, необходимо перекрыть контрабанду, незаконный ввоз автомобилей, запасных частей, товаров вообще, схемы незаконного возмещения НДС, а не уничтожать компании, работающие в рамках закона и создающие сотни тысяч рабочих мест. Эти предприятия и сегодня уже бюджетообразующие, а после завершения инвестиционных программ и технического перевооружения станут главнейшими источниками для наполнения бюджета и обеспечения занятости людей.