Налетай – подешевело?
Спекуляции на валютном рынке Украины привели к резкому скачку наличного курса доллара. Подешевели ли автомобили, цены на которые номинированы в гривне, для владельцев долларовых сбережений?
Спекуляции на валютном рынке Украины привели к резкому скачку наличного курса доллара. Подешевели ли автомобили, цены на которые номинированы в гривне, для владельцев долларовых сбережений?
Начиная с середины сентября, курс гривни относительно доллара на межбанке и в валютных обменниках постепенно падал. Причиной этому послужили мировой финансовый кризис, нестабильность в стране и быстрый рост доллара на международном валютном рынке. НБУ пересмотрел прогнозный показатель курса гривни на 2008 год и установил нижнюю и верхнюю рамки нового валютного коридора – 4,554 и 5,346 грн./$. На межбанковских торгах в тот же день поднялся большой ажиотаж и курс подскочил до 5,6-6,0, выйдя далеко за данные отметки. Несмотря на это, официальный курс НБУ гривни к доллару остается стабильным: за последний месяц он вырос всего на 6 копеек, или 1%. В обменниках – больше, чем на гривню: еще 17 сентября доллар можно было приобрести за 4,85, а уже 8 октября – за 5,7-5,9, а иногда даже 6 гривен за «зеленый». Таким образом, чуть больше, чем за 3 недели машины, цена которых номинировалась в национальной валюте, в пересчете на доллары теоретически стали дешевле почти на 20%.
Куда дешевле?
Нынешняя ситуация на рынке не может не радовать покупателей. Например, после вступления Украины в ВТО автомобили Peugeot подешевели почти на 15%, а если прибавить нынешнюю ситуацию с курсом доллара, то «на бумаге» выйдет, что за несколько месяцев «долларовая» цена машин этой марки упала на 35%. Удешевление гривни совпало с рядом акций от многих автодилеров.
Логично было бы предположить, что автоимпортеры повысят стоимость автомобилей. Но на прошлой неделе в автосалонах изменений в ценах не наблюдалось. Только на Mitsubishi со среды на четверг они были переписаны с гривен в доллары по курсу НБУ, но в пересчете на национальную валюту остались прежними. Остальные дилеры вообще ничего не предпринимали – в автосалонах, которые предлагали прайсы как в долларах, так и в гривнях, цены не изменились. Такое поведение продавцов объясняется, во-первых, тем, что продающиеся сейчас автомобили были закуплены за валюту по курсу 4,8-4,9 грн./$. Во-вторых, из-за кризиса автокредитования спрос на машины в последнее время не отражает надежд дистрибьюторов, поэтому они используют данную ситуацию для увеличения продаж своих авто. Но при последующих поставках импортеры будут закупать машины за валюту, купленную на межбанке, то есть подорожавшую. Эти автомобили они будут продавать дороже.
Оговорки
Стоит ли сегодня потенциальному покупателю, который держит сбережения в долларах, сломя голову лететь в салон, где цены выставлены в гривнях, и немедленно покупать авто? Конечно, если имеется вся сумма для приобретения машины, смысл есть. Но даже эта экономия не будет такой большой, как скачок доллара. В обменниках, как всегда при ажиотаже, на какую-то иностранную валюту растет больше цена продажи, а не покупки. Если в конце прошлой недели доллары продавали по цене в 5,7-6 грн., то покупали по 5,2-5,4 грн. Рост покупки доллара в обменниках за последний месяц составил порядка 10%. Если же денег не хватает и надо брать кредит – на это потратится значительное время. Эксперты придерживаются мнения: как только ажиотаж спадет, наличный доллар значительно подешевеет. Поэтому много сэкономить не удастся. Еще одно интересное наблюдение – владельцам американской валюты стоит смотреть на авто, номинированные не только в гривнях и долларах, но также в евро. Ведь курс НБУ на евровалюту даже упал, а пересчет в гривни ведется именно по этому курсу.